04 июня 2015

2007, Курай–Бельтир (1)

2007 год, июль–август
Северо- и Южно-Чуйский хребты
Курай — р. Тюте — озеро под Куполом — пер. Тюте (н/к, 3150 м) (радиально) — пер. Тюте-Кускуннур (1А, 3160 м) — р. Кускуннур — р. Куркурек — р. Джело — пер. Купол (1Б, 3420 м) (радиально) — ледник Джело (радиально) — пер. Эренбурга (1А, 3089 м) — оз. Паспалагачиоюк — р. Иолдоайры — пер. Карагемский (н/к, 2837 м) — р. Талдура — пер. Некрасова (1Б, 3200 м) (радиально) — морена Талдуринского ледника (радиально) — Бельтир
25 дней, пройдено ~140 км (+60 км радиально)

(1)   Курайская степь — Тюте
(7)   Верховья Талдуры, перевал Некрасова
(8)   Зимовье Талдура, прогулка к Талдуринскому леднику
(9)   Талдура — Бельтир

Благодаря описаниям, опубликованным на Горной странице Николая Симонова, и затем — отчёту турклуба «Гадкий утёнок», у меня появилась вдохновляющая на смелый план информация: можно связать Северо- и Южно-Чуйский хребты несложными перевалами, где проходят и дети! Кое-что уточнила непосредственно в переписке с Николаем Александровичем, его советы впоследствии очень пригодились.
Этот район заметно отличается от других туристических мест (например, Катунского хребта) — и высотой, и климатом, и безлесностью... и обжит он местным населением гораздо больше. Но красота вершин, озёр, разноцветных склонов так же западает в душу навсегда.
Поход в край эдельвейсов получился самым протяжённым и насыщенным из всех моих сольных походов. Маршрут полностью проходил по незнакомым местам. Три перевала с рюкзаком, два — налегке, много бродов (повезло с погодой, воды в реках было не слишком много). Алтайцы встречали с радушием и готовностью помочь, а выезд из Бельтира вообще организовался самым чудесным образом!
И всё же после этого похода я сделала вывод, что нагрузки (и физические, и особенно психологические) были слишком несоразмерны с моими возможностями. Впервые возвращение с Алтая сопровождалось чувством усталости. Поэтому решила на будущее: сокращать и число дней, и «процент неизвестности» маршрута, и меньше ходить по совершенно диким местам в одиночку.

Курайская степь — Тюте

20-22 июля
Впервые еду в Бийск через Новосибирск, впервые место нижнее (в обоих поездах). Первый сюрприз — в соседнем купе Северобайкальского поезда едут парни, которые в прошлом году шли на Маашей. Они меня ещё на перроне Казанского вокзала узнали. Сейчас отправляются на Кодар.
Второй сюрприз — поезд шёл через Нижний, я вызвонила Машу по мобильнику. Она пришла к поезду, принесла конфетки и бананы.
По Транссибу очень мало остановок, можно оголодать. У меня, правда, и так аппетита никакого.
В купе — тётечка из Братска и молоденькая пара (Наташа из Владимира, Вадим — из Красноярского края). Дорога пролетела незаметно, часы ожидания на вокзале в Новосибирске тоже. Однако желаемого результата я не получила — попутчиков на Алтай найти не удалось. Только в вагоне на Бийск, на станции Сеятель вломилась группа, причём до Чибита, но мест в машине у них не было. Очень колоритные туристы: папа-мама (видимо, евреи), их дочери. У одной муж немец и сын Тиль, знающий немецкий и английский. Второй ребёнок с папой-французом (мама осталась с меньшим дома), зовут Иван, говорит по-русски и по-французски. Дети никак не могли улечься, прыгали по полкам и уморительно общались по-русски с акцентом.

23 июля
Поезд прибыл в 6.20 по местному времени. Нас сразу взяли в оборот замчаловские распорядители. На моё счастье, сразу нашлась тётечка до Актру и трое мужичков из Перми туда же. По причине дороговизны возможного УАЗика тётечка сразу отказалась и была такова, а нас впихнули сначала в «Волгу», которой довезли до Горно-Алтайска, а там пересадили в шикарную легковушку с алтайским водителем Аканом из Кош-Агача.
Час потеряли в Г.-Алт. — мужики докупали кое-что вместо забытого в Бийске пакета. Потом позавтракали в Усть-Семе. Доехали очень быстро, с комфортом и без музыки. И погода всю дорогу уникально хорошая.

Где-то в районе Ини

Пермяки (Саша, Валера и Борис) — слегка тормозные. Бывшие водники, однако и в горы лезут, и на горных лыжах катаются. Собрались в альплагере Актру взять напрокат снаряжение.
Машина смогла нас довезти только до моста. Участники джиперского фестиваля всю дорогу маячили на Чуйском тракте со своими флагами (с томичами я даже поговорила в Усть-Семе). Но, как назло, никто не показывался, мобильник директора фестиваля (с которым я заранее договорилась) был отключён [фестиваль базировался в Курайской степи, поэтому до отъезда я списалась с организатором и просила, если будет возможность, подбросить меня от моста через Чую до развилки дороги на Тюте]. Вскоре через мост проехала колонна из 3 машин, к одной даже прилагался квадроцикл в прицепе, но это оказались какие-то левые джиперы. Характерами мы не сошлись, пермяки быстренько сориентировались и загрузились, а я психанула и пошла в степь.

Итого от Бийска до моста — 10 часов и 1500 р., и ещё 3 часа я топала по дороге, почти правильной: забрала правее и вышла к ферме (там паренёк попросил сигарету, а собаки лаяли вежливо и с достоинством). Потом вдоль протоки и вверх на холм, на полянку с пауками и тучей комаров. Рядом — одна из проток Тюте.
Сделала чай, хотела и лапшу заварить, но с непривычки не справилась с новой кастрюлькой и вылила кипяток прямо на пенку и дно палатки [в этом походе снаряжение было существенно обновлено: кроме мини-горелки и кастрюльки, обзавелась наконец импортными ботинками, термобельём и главное — более гармоничным для спины рюкзаком].

24 июля
Встала рано, чтоб поскорей уйти от местного народа. Вчера по степи отсюда ехал грузовик с брёвнами, а на ферму — мотоциклист, хотел даже подвезти, но я упрямо отказывалась.
Погода изумительная (хотя ночью капал дождик).

Подсушила палатку и вышла в 8.20. Дорога отличная, вскоре пришла к сараю типа аила, и здесь же с холма слева сбежала та дорога, которую я вчера не выбрала.

Здесь действительно рубят лес, в нескольких местах сложены брёвна, стоят трактора, у Кызылярыка даже какая-то палатка рядом с техникой.
Через 3 ч хода я уже переправилась через Кызылярык (проверила, каково делать это в новых ботинках) и села долго отдыхать. Рюкзак Баск тоже новый и страшно тяжёлый, как его не приспосабливай.

Короче говоря, забралась я на верх морены и, поскольку тут тёк ручей, решила, что 6-часового рабочего дня достаточно. Долго осматривала окрестности в поисках приемлемой стоянки. Нашла более или менее уверенную тропу вниз, к переправе.
Вокруг стоянки бегают бурундуки и пищухи, благоухают кусты смородины; жимолость уже сладенькая.
Вечером моросил дождик, меня дико клонило в сон. Закат сиял далеко-далеко внизу, в Курайской степи, а здесь были лишь отсветы на зубчатых скалах.

25 июля
Сегодня был очень короткий ходовой день, но трудный психологически. Спустившись по тропке вниз к реке, обнаружила не внушающую доверия старую лиственницу в качестве моста. Начались разведки; хорошая тропа вывела к массивному мосту, но с длинными сучьями, между которыми надо лавировать. Налегке перешла все протоки, вернулась назад к рюкзаку. Переправлять манатки пришлось порциями, сделав рюкзак не только уже, но и короче. Наконец-то оказалась на левом берегу Тюте, но тут начались поиски тропы, кончившиеся на свежих какашках... предположительно медведя. Ринулась в сторону и нашла-таки бывшую колею в распадке.

Подъём на холмы — и я у островков леса у реки. Что-то так вымоталась, что решила постоять на Симоновском месте (нашла его не сразу). Молоденькие кедры, чистый ручеёк рядышком, вокруг палатки — аккуратные букетики володушки.

Сходила вперёд, там разливчик и переправа, вроде мелкая. Хорошо видна дорога серпантином к избе.
День прошёл в блаженном ничегонеделаньи, даже время замедлилось. Вечером из серых тучек несколько раз прогрохотало, а кроме того в районе южного цирка с ледничком скатились камни, подняв облако пыли.

Всё бы хорошо, но... в начале 10-го, в сумерках (я уже начала дремать) пришёл алтаец-конник. Хорошо поговорили, оказывается, он из Бельтира сюда через мой перевал пришёл. Ночевать Славка (так представился) поехал в избу, а у меня, конечно, весь сон прошёл.

26 июля
Встала рано, чтобы по малой воде перейти брод. В 8.10, когда уже рюкзак был собран, сверху пришли уже двое — Слава и Василий. Предложили помочь, т.к. им тоже от избы вверх. Слава взял рюкзак на плечи и взгромоздился на коня. Идти подъём без груза, конечно, было легче, но я всё равно запыхалась. Сверху от избы спустились ещё трое конников и собачка. Я со всеми распрощалась, потому что хотела пойти к озерцу у избы, а они пошли по правой тропе вверх. Василий угостил самодельным сыром.

На озерце плавали утки с утятами. Поснимала и пошла дальше. А дальше был снова брод через приток и саму Тюте, и я залила ботинки.

1-е большое озеро, затем полого вдоль речки — и 2-е.

На верху гребня лежит поклажа и пасутся на привязи 2 лошадки. Пока сидела, отдыхала, снизу прискакал ещё один алтаец с 3 собачками.

Я еле ползу, сегодня солнечно, и я обгораю.

Снежник в центре кадра — перевал Тюте-Кускуннур

Пошла после огибания холма смотреть, где лучше переходить разливы, и всадник увязался за компанию. Вроде можно дойти до конца долины и повернуть направо. Вернулась за рюкзаком, прошла вперёд. Что-то тут разливы чистого ручейка, а Тюте вся в одном русле. Ошиблась я, надо всё-таки подниматься по варианту Симонова, по другому берегу. Около 15.00 приняла решение сегодня оставаться здесь и разгружать рюкзак.

Тут уйма лошадей, два табуна, всех через перевал пригнали на всё лето из Бельтира.

Во 2-й половине дня пряталась в палатке от жаркого солнца, сделала заброску, себе оставив продукты на 4 дня (думаю, для Купола хватит с запасом). По-моему, снега на Куполе мало; увидев ледник ещё из Курайской степи, я сделала правильный вывод.
Вечером лошадки подошли почти к самой палатке.