04 июня 2015

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Талдура — Бельтир

14 августа
Под утро выяснилось, что сидит тучка и из неё всё время капает. В 9-м часу поднялся ветер и стало проглядывать солнце.
Вышла в 10.45, занесла Камеле гостинцы, тут и она подбежала, звала на чай, но я отказалась. Вышла от зимовья в 11, около 14 сделала в ложбинке часовой привал по случаю налетевшего с ледников дождя.

Посидела за кустами, зарядилась очередной дозой золотого корня (утром сделала чай, а потом засыпала кусочки в бутылку с водой) и побежала, по ходу снова раздеваясь. Отдала дань сумасшедшей спелой смородине на морене.

В 16.00 пробежала мост, Текетуру и в начале 5-го поставила у ближайшего ручья палатку. Не знаю, как дальше с ручьями, а на Талдуре лагерь ставить не хотелось. Авось, всё будет хорошо. Прошла сегодня км 10.
К вечеру пошёл дождь.

15 августа
В 6 утра посмотрела на бронзовые склоны в рассветном освещении, а потом снова всё затянуло и пошёл дождь. Окружающие вершины всё больше покрываются снегом. Осень, однако!

В 8 ч вверх проехал ГАЗ-66, наверное, местный. Буду ждать погоды до 12, вдруг разгонит.
Около 11 маленькое дежавю — опять дождь и машина, теперь вниз.
Приехал гость, житель Кок-ярыка, 45-летний, я думала — папа Камелы, похож очень. Разумно говорил, глаза ясные. Оказывается, до Чаган-Узуна не возят, потому что там мост после землетрясения не восстановили.
Узнала: «Мохро-оюк» — «короткое ущелье».
Уехал он (дождь усилился), проехал вверх его брат Марат. А я собралась и в паузе, в 13.45 наконец вышла.

Над рекой, между скальных выходов обнаружилась спелая кислица. После лугов накрыла новая волна дождя с грозой, я пересидела недалеко от странной лиственницы с кроной-шапкой. Показали радугу.

По каменистым россыпям идти пришлось действительно долго, но тропа удобная. В одном распадке природа угостила охапкой моховиков!

Снова пересидела дождь и снова радуга, даже сфотографировала. По лугам, наконец по дороге, шла уже уставшая. На Шалтуре люди были на покосах, у них даже палаточки стоят.

Не дойдя до чистого ручья, свалила в 20.00 к Талтуре, здесь её разливы, тихо. Палатку поставила на травке, почистила грибы, увидела красивейший закат.

Вверх по моей стороне проехали 2 машины, одна уже в темноте вернулась.
Ужинала при свете фонарика, заснула, наверное часов в 10.

16 августа
Опять снились накрытые столы и торты. И снежники какие-то.
Вчера на лугах были странные комары, сегодня один залетел в палатку — прямо малярийный.

Собралась к 8.50. Чистый ручей был от меня в 20 минутах. У Ойбока очень разрушенные землетрясением скалы.

Видимо в эпицентре, напротив каньона Кускуннура, огромный оползень склона и земля буквально гофрированная. Много древних могильников (или не знаю чего).

Навстречу проехали легковушка и УАЗ. На полях кипит работа, все машины там.

До Бельтира дошла за 3,5 ч, перешла мост через Аккол и в нерешительности пошла по дороге. И надо же — в первом же дворе сидят алтайцы и среди них — Слава, и машина рядом его.
За 200 р. довёз до Ортолыка, по пути показал местную достопримечательность — камень с высеченным портретом Ленина.
По пути открылись виды Южно-Чуйского, но там облака и дожди, а здесь в степи — сушь. Верблюдов так и не увидела, зато Чуя — чистейшая и тишайшая.
Не прошло и часа, как меня подобрала попутка до Акташа. Сидела, общалась со старичком. В конце выяснилось, что они казахи, едут в Чергу. А я вышла у гостиницы, позвонила Замчалову, и он сам посоветовал уезжать рейсовой ГАЗелью.
Номер стоит 300 р., казахам я тоже дала 300.
Помыла горячей водой голову!!! Позвонила Г.Е., послала sms ребятам. Цивилизация! СиМ ответили: они через 4 ч вылетают из Самарканда. Чу-у-до!
Вечером приехал завтрашний водитель, привёз парочку из Н-ска. Они ходили Шавла-Маашей.
Хозяйка гостиницы, Людмила Александровна, показала мне на DVD фильм об экспедиции внедорожников 2004 г. «Алтай-Гималаи». Интересно про Монголию.
День угас, дождик, прохладно.

17 августа
Номер мой не очень удачный — рядом с лестницей, было слышно, как приезжали постояльцы; некоторые даже рвались войти, но у меня было заперто.
Проснулась без будильника в 4.40. Машина приехала лишь в 6.45, но уже с 7 человеками, добавились мы — и поехали в туман. Туристы Настя и Костя рассказали страшную историю про мышек в пакете с абрикосовым соком; про Нижнешавлинский перевал — теперь легко ходить по контрфорсу.
Ехали очень хорошо (и всего за 500 р. с человека), позавтракали вкусно в кафешке перед Онгудаем.
На Семинском перевале лежит снежок. Начиная с Усть-Семы заморосило. В Г.-Алт. перегрузились тут же, но туристам надо было в Барнаул, а я хотела в Бийск. Через 45 мин заполнилось такси (такса — 800 р. за машину).
В Алтайском крае уже солнышко и без дождя.
На бийском вокзале много туристов. Билеты до Нска и до Москвы — только купе, денег едва хватило.
Кинула вещи на попечение питерцев и сбегала за варенцом и едой в поезд. Питерцы уехали вагонами Бийск—Москва, а я спустила рюкзак на 1-й этаж, пристроилась к другой кучке и... это оказались знакомые 15-летней давности: девочки-новосибирки, Таня и Люда, с которыми мы уезжали из Усть-Коксы в автобусе. Таня помнит всех, спрашивала про Лёшу. В разговорах скоротали время.
В моём вагоне ехал их участник, Андрей, он помог закинуть рюкзак наверх. В купе странная дамочка и мама с дочкой, чернявые и бойкие, рассказывали о развлечениях, которыми кормят туристов на базах отдыха (Талдинская пещера с «пещерным человеком» за 50 р., катание на лошади, посещение художников в Аскате). Пришла Таня, ещё поговорили.

18 августа
Из Бийска поезд приехал вовремя, а вот из Хабаровска запоздал на час. На вокзале переговорный пункт закрылся, так что маме позвонила по мобильнику (~70 р. минута). В купе сразу поменялась (на моём месте ехала группка мужичков), хоть и на верхнее, зато попутчики приятные: Галя и Женя из Еврейской АО и Саша из Хабаровска (его жена и дочь ехали в соседнем купе). «Разговоры за жисть».

19 августа
Урал, как обычно, встретил утренним туманом над Сылвой. Чем ближе к Европе, тем жарче.
Я весь день в ожидании бабушек с яствами. В Верещагино съела мороженое, в Балезино — наконец картошка и пирожки.
Не спится. Радует музыка по радио: вчера крутили старые добрые песни из мультиков, сегодня хорошая лирика, даже по радио кусочек «Аэростата» был, БГ говорил о сновидении.

20 августа
Удалось, свесившись со 2-й полки и изогнувшись, снять рассвет. Ура, батарейки кончились!

Где-то в Ярославской области показали радугу (хорошо, когда традиция сохраняется). А в Москве было сухо и солнечно.