01 июня 2015

2006, Каракабак–Актру (1)

2006 год, июль–август
Северо-Чуйский хребет
Чуя (плотина) — р. Маашей — 4-е Каракабакское озеро — ледник Каракабак (радиально) — р. Маашей — Алёнкины озёра (радиально) — цирк ледника Лев. Маашей — пер. Нижнешавлинский (1Б, 3200 м) (радиально) — оз. 2639 м (Симоновское) (радиально) — р. Маашей — плато Ештыкёль — оз. Джангысколь — р. Актру — ледник Малый Актру (радиально) — Голубое озеро (радиально) — перевалка — Чибит
24 дня, пройдено ~110 км (+53 км радиально)

(1)   Чуя — Солнечная стоянка — Каракабак
(2)   Каракабак — Маашей — Кедровая стоянка
(3)   Алёнкины озёра, верхняя морена ледника Левый Маашей
(4)   Нижнешавлинский перевал, Симоновское озеро
(5)   «Зимовка» в цирке ледника Левый Маашей
(6)   Кедровая стоянка — Ештыкёль — перевалка
(7)   Перевалка — Актру, ледник Малый Актру
(8)   Голубое озеро, перевалка — Чибит

Снова продумала маршрут из нескольких радиальных фрагментов с заброской продуктов, чтобы не таскать тяжёлый рюкзак. Было два равноценных варианта: либо снова Тюнгур, озеро Кульдоро, опять Каратюрек и Аккем, с мечтами попасть на Томские стоянки — либо Северо-Чуйский хребет, три ущелья. Зависело от того, «какой автобус подойдёт», с кем удастся вместе доехать. Реализовался второй вариант, очень удачно.
...После долгого перерыва в рюкзаке снова оказался фотоаппарат, теперь уже цифровой. И в этом походе было что снимать!

Чуя — Солнечная стоянка — Каракабак

22-24 июля
До отъезда не удалось найти попутчиков по Интернету, поэтому пришла на вокзал заранее (и даже Борю попросила проводить и поспрашивать отъезжающие группы). Первые же ребята, к которым подошла, ещё не снимая рюкзака, чем-то понравились, руководитель ответил очень вежливо и радушно. Поскольку в Тюнгур собиралась ехать всего лишь одна орава, да и то — от Бийска, я решила поменять планы и вернуться к варианту Маашей-Каракабак. Массовые встречи на Кучерле с Г., Петром и Светой, Серёжей, Мариной, Борей и Таирой сотоварищи отменились [ребята выезжали на Алтай позже меня и планировали Малый Калагаш—Абиак—Дарашколь].
Мои попутчики сначала сказали, что им до Чибита, а потом уточнили — «до плотины», и у меня появилась возможность сэкономить 2 дня, отменив подъём по Орою. Правда, я всю дорогу колебалась, помня о сложностях прижима вдоль Чуи, но Игорь-руководитель пообещал если что помочь, руку подать.
Нефирменный наш 96-й поезд оказался ничуть не хуже фирменного, мужички-проводники всю дорогу были обходительны и блюли чистоту, а разница по времени в 7 часов оказалась незаметной.
Мои попутчики ехали в последнем купе того же вагона и даже повесили свой флаг «Турклуб „Романтик“», но были не из Одессы, а из Запорожья. Общение с ними я оставила на потом, было с кем беседовать и в своём купе. Как же мир тесен! В моём же вагоне ехала и Лена, с которой я списывалась на тему «доехать вместе», и её весёлая детская компания. В моём купе ехали родители Оля и Сергей. Все они из Апатитов, много где бывали. Лена вообще 2 недели назад вернулась с Эльбруса, очень живо описывала свои ощущения и скорость подъёма 2,5 шага в минуту (!). У них планы с Шавлы на Нижнешавлинский. Дети не самые буйные, играли в карты, учились вязать узлы, таскали у запорожцев верёвки и кошки.
Ещё в вагоне ехала чудная собачка — белая лайка с чёрным ухом и вытянутой мордочкой.
Чем дальше от Москвы, тем за окном становилось всё осенней. Урал был такой хмурый, дождливый и холодный, что я во 2-й день вообще на остановках не выходила. Даже свитер из рюкзака достала. Только после Татарской, когда свернули на юг, стало теплеть. На станциях Славгород и Кулунда вы­строили вокзалы-дворцы с мраморными полами и чуть ли не хрустальными люстрами.
В последний вечер так заговорились с Леной и компанией, что на сон осталось мало, а разбудили нас в 0.40, хотя поезд прибывал в 2.20 (по москов­скому времени).

25 июля
Биалтурская ГАЗелька нас уже ждала. Четверо парней-«гопников», которым тоже надо было в Чибит, не стали кооперироваться, в результате мы поехали всемером, дорого, но очень комфортно (получилось 1485 с носа, но я не жалею).
Пасмурно, но тепло, время от времени шёл дождик. В Бийске заехали в офис, Игорь расплатился и договорился об обратной дороге. Потом затарились в супермаркете (я купила на завтрак варенец и замечательные хлебцы местного производства). Игорь дал телеграмму (у них, турклубовских, всё строго — маршрутная книжка, штампы и проч.), и поехали дальше.
В Усть-Семе на заправке нас догнала колонна Новосибирск-Трофи с машинами, облепленными наклейками спонсоров. Они собираются от Ини доехать до Тюнгура, при этом одна машина уже встала на починку. Участник сказал нашему шофёру, что они тоже до Акташа. В общем, мероприятие со стороны показалось помпезно-туфтовым.
В кафе есть не стали, позавтракали на берегу Семы. У меня с поезда оста­лись помидоры и огурцы, надо срочно разгружаться.
Постепенно выяснилось, как кого зовут. Единственная девочка — Аня, 1-й раз на Алтае. Самый весёлый и заводной — Влад, всё хотел купить варган, но на барахолке на Семинском перевале 300 руб. ему показалось дорого. Самый долговязый, бритый и в очках, который где-то на остановке пытался на вагоне заниматься, как на скалодроме — Антон. В машине он то и дело стукался головой об окно и другие части. Сонливый, мерзлявый Саша, оказывается, ещё и водник, но на катунские и чуйские пороги реагировал вяло. Самый молчаливый, с хвостиком и фотоаппаратом Олимпус SP-500 — президент турклуба, он же Покемон — Дима. Все ребята скалолазы и спелеологи, в Крым ездят каждый месяц (!), были и в Карпатах, и на Кавказе.
У Игоря целая пачка карт, отчётов и фотографий перевалов. У них 16-дневное кольцо: Нижнешавлинский, Орбита-Москвич, Туманный, Абыл-Оюк и, если успеют, — восхождение на Мечту.
Проехали Онгудай, за ним в кафешке водитель поел, а я наконец-то выпила горячего чаю. Перевал Чике-таман привёл всех в восторг. За Инёй наш шофёр специально съехал с тракта посмотреть на мост — какой-то скособоченный... вряд ли «Трофи» его осилят — выпьют свою водку и поедут обратно.
В районе Белого Бома Алтай со мной поздоровался — впереди через холмы и дорогу перекинулась невысокая, но яркая радуга! Проехали Чибит (прощай, ягодная тропа!), Акташ и ровно через 12 ч, в 17.40 (по-местному уже) были у плотины. Рюкзачок со всем недоеденным пришлось упихнуть в большой. Достала палку (для начала — одну. В этом году я обзавелась буржуйскими альпенштоками-телескопами.) и пошла в 17.50 вперёд, до первых трудностей. Они встали перед носом стенкой очень быстро, сразу за покосами. Пока сходила на разведку и обратно — и ребята подошли. Я, конечно, стала ойкать и «мамкать», но, благодаря подстраховке Игоря, не слишком их затормозила. По существу, было только 2 места, где понадобилось меня втаскивать.
До моста дошли за 2 часа, только успели поставить лагерь — и дождь полил. Ребята сделали ужин на костре, я — на горелке, и — спать. На поляне мы одни, как ни странно.

26 июля
Несмотря на то, что вчера было новолуние, пока тепло и солнечно. Вчера встречная группа на Семинском перевале сказала, что «дожди каждый день, но сухо». Что ж, неплохо...
Посреди ночи проснулась и слышала, как у ребят сработал будильник, а потом Влад выходил и чертыхался, что собака раскидала продукты по поляне. Собаки не слышала, но шорохи и шелест пакетов вызывали привычный рефлекс бить по сводам палатки.

Пока умывалась, подъехал местный на мотоцикле, предлагал лошадей. Ре­бята ему заказали молоко. Потом приезжал всадник с тем же предложением.
Я сфотографировала всю группу на память и в 10.30 тронулась в путь.

Заваленная землетрясением дорога впечатляет — такие глыбы откололись. Жарко, на ближайшем привале переодела штаны, тут и парочка из Омска сверху прибежала. Посочувствовали моему рюкзаку, напугали, что на Маашее и Каракабаке толпы, и алтайцы баню предлагают.

Клубники вдоль дороги мало, она полузрелая, но всё равно вкусная. Собрала на вечер немного камфарной мяты.
Не доходя поворота к мосту, у лиственницы, навстречу — прихрамывающая девушка с обгоревшим лицом. Угостила ириской, разговорились — оказалось, мос­квичка, которая ходит с «Говорами», и в прошлом году пересеклась с нашими под Надеждой. Я ей высказала своё изум­ление говоровской безалаберностью, она подтвердила, что «ходят на грани фола, но инструктора везучие». Поболтали, она сказала, что на ледник к пер. Тамма я без кошек не выйду. Успокоила, что на Симоновском озере толп не будет. Туда водят только Говоры.

Тут и запорожцы меня нагнали, и до стоянки на Маашее шли вместе. Дима интересовался, как выглядит аконит — попросили привезти. Они остались на стоянке чаёвничать, а я дошла до «Солнечной» стоянки. До их прихода успела поставить палатку и сходить на морену в поисках места для заброски. Когда распрощались с ними окончательно, пошла относить свёрток, долго мастерила пирамидку. Если не будет землетрясения, надеюсь, с заброской будет всё хорошо.

На стоянке я одна. После ужина, перед сном часа 1,5 жгла веточки и любовалась окрестностями.

27 июля
Кому рассказать — ведь не поверят: мне опять снилась Пугачёва (молодая, в телевизоре) и говорящая собака, которая и не собака вовсе, а Учитель.
Дождик моросит, можно не торопиться. Провалялась до 9, пока умылась, поела, собралась — тут и час дня.
Навстречу прошли четверо, которые не стали с нами ехать. Вроде и не так «гопно» выглядят, это они с пива в поезде были стрёмные.
Вышла в 13.10. Снова перешла через все брёвнышки, тропа на Каракабак началась после небольшой лужайки. Подъём на косогор, откуда видны разливы Маашея и падающий Каракабак — 0,5 ч. К сожалению, вершины в облаках.

Дальше тропа по лесу с плавными подъёмами и спусками. Море цветов!
Когда тропа нырнула в лес, начался дождь. И надо же мне было увидеть следы, вроде как с когтями! Сразу стала тормозить, озираясь и прислушиваясь. В общем, собрав с травы и кустиков всю воду в ботинки, за 3 часа дошла под моренный вал слева. Думала посидеть перекусить, а потом махнула рукой и бегом поставила под дождём палатку. Спешить некуда, а тут такая чудная кедровая роща! За водой — спуск к водопаду.
Два раза за вечер показали огромные раду­ги. Чтобы сфотографировать первую, я побежала вверх по тропе — откуда только силы взялись!

Поужинала гречкой с моховиками и легла ра­но спать, а то как-то сыро и промозгло.

28 июля
Поздно вечером, а может, уже ночью, два раза сильно громыхнуло. Спала хорошо, снов было много — и про музучилище, и про какой-то мюзикл. Около 6 выглянула из палатки — рассвет брызнул в глаза.

Умылась, потом сходила наверх к соседям из Г.-Алтайска. Все в возрасте, в июне ездили в Актру. Собираются где-то здесь перевалить на Моховое плато (потом я видела, как они карабкались по склону — разведывали путь).
Высушила палатку, немножко — носки и ботинки и в 10 ч вышла в путь. 1-е озеро небольшое, 2-е состоит из 2-х частей, везде хорошая тропа по берёзке.

Немного осыпей, потом почти по руслу реки — и я перед большим моренным валом. Большая лужайка, сложенный очаг, полно лука. Кинула рюкзак и поднялась наверх: по обе стороны маленькие бирюзовые озерца, а выше — камни, камни...

Стал накрапывать дождик и я снова ставила палатку в темпе presto. Расположилась, собралась немного погулять — и тут подошла вчерашняя парочка [москвичи], которым я отдала неиспользованный проездной на метро. У них планы перевалить через Каракабак. Парень подтвердил, что выше больших озёр нет.
Всего от кедров сюда я неспешно дошла за 1,5 ч. Поднялась вправо на холм, поснимала водопадики, бабочку на цветке.

Собрала чабреца. Здесь есть золотой корень. Смородиновых кустов много, но ягод не видать.
Опять пришли лёгкие тучки, я поспешила вниз. Как-то разморенно, но не получилось вздремнуть.

Выпила чай и пошла гулять к леднику. Туры то и дело теряются; туда шла, выбирая путь по гребню морены. За час дошла до места, откуда виден исток Каракабака. Тут он мутный, похож на Аксу.
На обратном пути спустилась к галечным отмелям. Сверху очень хорошо были видны обложенные по кругу места для палаток. Прошла понизу до следующего разлива — явно прогулочная тропа к леднику проходит здесь, даже следы видела. Взо­бралась к туру, а уже вдоль озера зачем-то полезла вниз. Ориентировщик из меня никакой...
За 2 часа нагуляла аппетит, сделала свой любимый горох с овощами и зелёным луком.
Закат не показывают, и вообще с запада тянутся перисто-веретенообразные облака, мне это не нравится.