13 июля 2015

2012, Кучерла–Аккем (1)

2012 год, июль–август
Катунский хребет
Тюнгур — р. Кучерла — р. Куйлю — водораздел Кучерлы и Аккема — пер. Каратюрек (1А, 3060 м) — оз. Аккемское — морена ледника Аккем (радиально) — р. Ярлу — р. Аккем — пер. Кузуяк (нк, 1513 м) — Тюнгур
16 дней, пройдено ~95 км (+20 км радиально)

(1)   Тропа над облаками
(2)   Каратюрек
(3)   Пробуждение Аккема
(4)   От озера к леднику и обратно
(5)   Долина глиняной реки
(6)   Дары аккемской тайги

После пяти походов подряд на Северо-Чуйский хребет я наконец-то решилась снова поехать в Тюнгур, чтобы пройти высоко над Кучерлой по живописной конной тропе и перевалить на Аккем, а там (давняя нереализованная мечта!) — погулять по Аккемскому леднику. Тропа по Куйлю и хребту понравилась; другим открытием этого года была уютная разноцветная долина Ярлу. А под Белуху я не дошла — поленилась, о чём весьма жалею: теперь, чтобы пройтись по льду Аккема, требуется пропуск от пограничников.
Творческим итогом путешествия стал 40-минутный фильм «Тюнгурское колечко». Названия некоторых эпизодов перенесены в оглавление этого дневника.

Тропа над облаками

27-29 июля
Приехала на вокзал, а поезд уже подан за 40 минут и кучек туристов по углам нет. Загрузилась, попутчики помогли закинуть рюкзак (правда, я чуть не превратилась в кариатиду). Вышла на перрон и тут же договорилась о транспорте: 7 человек идут на Белуху, а машина заказана на 14 чел., так что попутчики им очень кстати.
В моём купе две учительницы физики из Барнаула — Надя и Люда, ездили на форум в Питер. И ещё семья — Павел на верхнем и две женщины на боковых. И кроме меня в вагоне нет туристов!
Допоздна разговаривали обо всём с Надей. У неё целый запас историй сельской жизни, достойных индийских фильмов и бразильских сериалов.
Каму я проспала, Свердловск ночью — тоже. После Тюмени был участок с дождём, а не доезжая одного часа до Омска степи за окном накрыла дымка от пожаров. В Омске купила слоечки с яблоками и одну с колбасным сыром, поела мороженое.
В вагоне главное действующее лицо — малыш, который смело топал взад-вперёд по коридору. Оказалось, ровесник Сергей-Сергеича.
А в соседнем купе ехала малюсенькая хохлатая собачка.

30 июля
Разбудили за 1,5 ч до прибытия. В Барнауле ясно и тепло. Мы мигом пересели в машину и в 6.20 уже выехали. Подвезли до Платово (не доезжая Маймы) парочку с рюкзаками; они потом в Тюнгур подъедут. Сначала было тесновато, т.к. машина оказалась поменьше, а когда они вышли, все расположились комфортно. Водитель — сухопарый курящий, я его раньше видела, фирма какая-то типа «Принт». Ехали с ветерком, 3 часа до Маймы, потом не стали останавливаться на обед аж до самого Усть-Кана (часов в 14); от пограничников выехали ровно в 16.00, всё прошло гладко, правда моего пропуска не нашли. На месте были ровнёхонько через 12 часов. Дорогу местами ремонтируют, есть участки, где сильно трясёт.
В Тюнгуре на меня напала эйфория. После уплаты за палатку побежала на Катунь, вымыла голову, потом поела пюре с чаем в аиле. Отослала маме весточку и на закате немного поснимала. В кадр вбежала милая собачка, на берегу рыбак хорошо поговорил о красоте гор, и наконец над горой чуть-чуть побыл кусочек радуги. Все знаки добрые!

«Высотник» [последний раз я была здесь в 2005 г.] потряс смывающимися унитазами в туалете; на общей поляне сменили планировку, выстроили высоченный аил в центре. Народу не слишком много, но смеются громко. Ничего, отрубилась я быстро и спала крепко.

31 июля
Туман, кажется, предвещает ясный день. Я хочу дождаться после 9 утра кабачков в аиле, да и спешить особо некуда.
Сходила на мост поснимать, но вышло скомканно, т.к. ездили машины и мост качался после них.

Мои попутчики ушли рано. Забыла написать, что дорога мне обошлась в 2.400. Ребята — студенты Ксения, Маша, Миша, Сергей, Данила и Юра (работает в «Турине»), а руковод — Игорь Викторович, напоминающий Евгения Леонова. Они были в Хибинах, на Полярном Урале, несколько раз на Эльбрусе. Сейчас он водил в Крым 4-5-классников. Они на Белуху и обратно по Аккему.
Мои кабачки были готовы уже в 9, объелась — пюре + 0,5 порции кабачков + кофе. Голова сильно болела, после завтрака прошло. Состояние очень квёлое.
Вышла в 10.05. Пошла правой дорогой — и новый анекдот: не дошла до моста! Смотрю: какой-то спуск, какой-то ручей... потеряла километра 1,5. Зато при возврате пришлось перелезать через загородку.
Поснимала у моста Кучерлу, прошли конники (одна лошадь прямо на мосту хотела устроить забастовку). Какой-то велосипедист разговорчивый, потом перевозчик рюкзаков предлагали помощь; встретилась с обоими по 2-му разу на Елани.

Пеших туристов гораздо меньше, чем конных.
Так жарило, что я почти сразу решила — иду до Чёрной Речки. И зря себя корила за слабость: по карте получается километров 15. Почти 6 ч хода.

По пути в лесочке поела красной и чёрной смородины, а на стоянке — малину. Лучшего места, чем наше 1996 г. не нашла. Подождала, пока уйдут конные и пешие отдыхающие, и поставила палатку.
Говорят, сегодня в 5.30 утра было землетрясение. А мне вчера что-то показалось, а сегодня не заметила (или проснулась уже от толчка).
Мама подтвердила свой вчерашний метеопрогноз: в субботу на Аккеме ожидается снег, а потом ясно. Наверное, идёт похолодание после полнолуния 2 августа.
Тут хорошо, я на островке, с обеих сторон шумит речка. Фух — ещё до заката солнце зашло в тучку, можно растянуться в палатке.

В 9-м часу вечера где-то погромыхало, также как и вчера.

1 августа
Спалось хорошо, даже без сновидений. Утром мимо прошёл разговорчивый велосипедист; оказывается, его друг сегодня ночевал рядом, по ту сторону речки.
Вышла в 9.05, через 40 минут оказалась на 1-й кучерлинской стоянке — ребят нет [мои друзья в это время заканчивали долгий поход и должны были возвращаться с верховьев Кучерлы]. За 1 ч 20 мин дошла-доползла до перевальчика, снимала и отдыхала, меня нагнали утренние конники.

Потом шла мелкими отрезками, в 13 ч была у зимовья. Опять солнце жарит, прикрыла правую руку косынкой. Всё-таки без лёгкой рубашки с рукавом не обойтись.
Чуть-чуть прошла — и чудо таки свершилось! Я даже успела достать фотоаппарат и снять «встречу на Эльбе» — СиМ и Боря-Оля, у них сегодня последний, 24-й день похода. Я уже не надеялась на встречу, потому что спускавшиеся люди сказали, что палаток на стоянках не видели. Оказалось, они за вчера прошли от Кедровых стоянок на Текелюшке до «плеча Куйлю». Серёжа сбегал оттуда на вершинку, говорит, видно и Кучерлинское озеро, и Белуху. Они разделились, не пройдя Стрелу и спустившись по Тегееку: Боря-Оля сделали кружок по Цветным озёрам, а СиМ и Анат. Ал. — по Кони-Айры—Немыцких. На Дарашколе были одни, переправы разлились, бревно снесло, Кучерла поменяла русло и тропа выше Кучерлинского озера стала ещё хуже. А Анат. Ал. вчера спустился в Аккем, не пошёл в Тюнгур за заброской.

Пофотографировали друг друга, поели клубнички (хорошо, Марина её заметила) и в 14.00 расстались.
С одним привалом дотащилась до стоянки с осадкомером и родником к 15.10. Тут никого пока, я заняла на пригорке стоянку под кедром. Позже пришли одна за другой 3 конные группы.
Смогла залезть в палатку только к 19 ч, когда солнце скрылось в тучку. Связи тут нет.
С раннего утра была дымка, я подумала, что наползёт циклон, но во 2-й половине дня были просто облачка. Зато в 8 вечера, как по расписанию, в Калагашской стороне загромыхало.

Снизу пришли трое с рюкзаками, тоже в 8 часов. Завтра будем догонять-перегонять (если дождь не помешает выходу, всё-таки полнолуние).

Днём, как раз перед встречей с ребятами, я пропустила через тропу дикий табунчик с жеребятами. Зачем вожак ринулся с горки наперерез к воде, не знаю...
А у ребят на Тегееке была встреча с медведицей с медвежатами. А пищуха украла носок!
Уже темнело, когда на стоянку поднялись ещё несколько пешеходников.

2 августа
Несмотря на «мышиные» опасения, выспалась хорошо, утром додремала до начала 7-го. Совсем нет росы, тент сухой абсолютно, небо обложено.
Вышла в 8.25 (а до меня — конник с грузовыми лошадьми и какой-то одиночка с рюкзаком). Тропа плавно поднимается по лесу, очень разбитая.
По пути был ручеёк, на дереве висел чайник — я решила, что последнюю воду тут набирают.
А тут и дождь пошёл, и я решила идти сегодня только до границы леса (сообразила, что здесь не последняя стоянка). Прошла горелый лес, тропа стала более каменистой, показался перевал. Сначала прошла мимо костровища — думала, выше есть ещё места под палатки. Нету, пришлось повернуть назад. Короче говоря, в 11 часов уже поставила под деревом палатку, как раз было окошко в дожде.

Проверила связь. Ура, есть Билайн! Рита прислала смс, беспокоилась после известия о землетрясении. А мама всё пугает заснеженным Каратюреком.
Тут заметно холоднее, уже достала из рюкзака тёплые вещи и влезла в спальник.
Ровно через 3 ч, в 14.05 дождь прекратился. Я вылезла на фотосессию. Вверх прошла молодёжь. Когда поднимался туман, было тихо-тихо...

Опять надвинулись тучки, закапало; я поспала. Это стоянка оглушающей тишины и опьяняющего хвойного аромата.
Около 7 вечера вверх прошёл 16-конный отряд, в сёдлах много лиц женского полу! Буквально за 20 минут оказались на верху перевала.
Долго смотрела на закат, немного поснимала.

3 августа
Опять проснулась до 6. Вдали на западе голубые просветы, но и где-то далеко погромыхивает. Готова была к 8.30, через 15 минут на склоне солнышко заставило снять ветровку.
Какие-то люди спускались по тропе от ГМС, было очень хорошо их слышно.
Через 45 мин подъёма, уже недалеко от перевала меня нагнал туман снизу; сначала просто сидела, немножко сняла видео, а потом спохватилась, нашла рядом с тропой площадку для палатки и еле успела её поставить, как заморосил дождь. Буду сидеть, пока совсем не развеется, а то боюсь грозы и вообще нет никакого смысла идти по красивой тропе в тумане.
Через час всё утихло, стало солнышко пробиваться. Я подождала, пока тёмно-серые тучки уйдут на восток, собралась и в 11.30 вышла.

На всю дорогу до Каменной хижины ушло 7 часов. В 15.30 была на гребне 3,5 (или 4), а на стоянке в 18.30. Тропа ужасная, наверное поэтому за день встретились только 2 конные группы. Нэма дурных — только я и маячивший впереди человек с накрытым полиэтиленом рюкзаком.
Что интересно: когда подходила к очередному гребню, обязательно от Кучерлы вползал туман, а потом начинался дождь, так что приходилось на спусках сидеть, отдыхать и перекусывать.

На склоне после 2-го перевала паслась огромная отара. А после 3,5-го — табун лошадей.
Поскольку по пути толком не отдыхала, приползла очень уставшая. Сделала только смородиновый чай и отрубилась. А в полдвенадцатого проснулась и сделала ещё раз чай, и пожевала изюм, иначе бы не уснула.
Пришли сюда ночевать дикие лошади, похрапывали и буркали, но спать не мешали.

4 августа
Около 6 проснулась. Кругом хана пасмурная и полный штиль. Кажется, тучи уже с севера наползают. Никуда не пойду.
Съела гречневую кашку с черносливом, пошла за водой к хижине, там из трубки еле капает. Даже не успела полные бутылки набрать, как полил дождь. А сосед мой (который маячил вчера), всё-таки собрал палатку и решил уходить. Он собирается гулять 24 дня, в планах — Семинарский, Надежда, Буревестник, Дарашколь. Я ему вчера пересказала то, что ребята говорили об изменениях рельефа.
Дождик шёл ровно час, меня всегда удивляет здешняя пунктуальность. Немножко поснимала всплывающие облака, а потом всё снова окутал туман и стало тихо.

После чая решила погулять. Снизу пришла большая группа, приглашали тоже идти на перевал. А мне и тут хорошо. Наснимала цветочки и окрестности, пока дождик не начался.

А дождик конечно начинался, и не раз. Днём пришли лошади с рюкзаками, коноводом Максимом и тётенькой из Ростова, которую было проще отправить лошадью, чем мучить пешком. Ну и угораздило же меня! — рядом стал лагерем «создатель формулы счастья», глава общины «Три радости» из Топольного Евгений Юрьевич и 6 его туристов из разных городов (и даже из Эстонии). Он конечно тут же насел с агитацией, приходилось улыбаться и поддакивать. Оказывается, подниматься на Каратюрек с рюкзаком — «ниже человеческого достоинства». В общем, гораздо приятней было общаться с Максимом, узнала много полезного: например, что медведи тут есть везде.

К вечеру тучи разметало, есть надежда увидеть звёзды!
Перед закатом смогла наконец отправить смс, и связь снова пропала.