10 мая 2015

2001, Кучерла–Аккем (1)

2001 год, июль — август
Катунский хребет
р. Кучерла — Кучерлинское озеро — оз. Зелёное и Синее (радиально) — р. Верхняя Кучерла — р. Мюшту-айры (радиально) — Кучерлинское озеро — истоки р. Текелюшки — пер. Каратюрек (1А, 3060 м) — р. Аккем — пер. Кузуяк (нк, 1513 м) — Тюнгур
19 ходовых дней, пройдено ~115 км (+10 км радиально)



Первый сольный поход я решила спланировать по уже знакомому маршруту. Неизведанным было только одно место, оно мне очень понравилось в фильме, снятом друзьями в прошлом походе: перед перевалом Дивногорцев они стояли на террасе над ледником Мюшту-айры. Вид оттуда открывался волшебный! Вот до той стоянки мне и хотелось добраться. Однако алтайская погода и моя неуверенность не дали этому случиться. Вместо прогулки «До ледника Мюшту-айры и обратно» вышел классический маршрут — Кучерла–Аккем через Каратюрек. Зато я впервые увидела Синее озеро и решила обязательно в будущем пожить в этой уютной долине подольше (что и осуществилось спустя четыре года).
Дату поездки на Алтай подгадала так, чтобы ехать вместе с друзьями, а уже в горах произошла такая типичная «нежданно-негаданная встреча», которыми Алтай всегда меня радует.
Психологически идти в одиночку было не очень трудно, а вот самостоятельно рассчитывать дни, продукты и газ — это было в новинку, всё время боялась, что чего-то не хватит до конца похода. В результате целый килограмм еды был привезён домой, и оказалось, что ходила я на ежедневной раскладке в 270 г. Этого, конечно, мало даже для похода без серьёзных нагрузок. В общем, «первый блин» вышел тяжким комом (в смысле состояния здоровья после возвращения с Алтая), но необходимый опыт я приобрела.

20-22 июля
Выехали из Москвы в 20.36 самым что ни есть фирменным поездом: чистый вагон, проводник, одетый с иголочки и по несколько раз в день пылесосивший вагон.
У нас супер-туристический контингент: кроме Серёжи, Марины, Коли и Раи на Чуйские хребты идут пара москвичей Саша и Маша, а также семеро киевлян. В Тюнгур кроме меня — семеро из Москвы и Ольга с сыновьями Артёмом и Арсением (которые уже в поезде успели пораниться и набить шишки).
На этот раз железнодорожное путешествие было незаметным, спокойным и тихим. Развлекали весь вагон киевляне: их попутчица, парикмахер из Бийска, выкрасила каждого, даже Цибулю с бородкой и усами. Лёша был с перьями, Олег, толстяк-руководитель — тоже, у одного над ухом попытались сделать жовто-блакитный флаг, у другого — полоса зелёная (модель «крышу снесло»). С этой группой мы встречались под Джаламой в 2000 г.
На этот раз поезд шёл через Нижний Новгород, Пермь; Урал был ночью. В Называевской не выпустили за блинчиками, так Маринка высунулась в окно и осчастливила бабушку, взяв сразу 8 штук.
Оба дня вагон представлял из себя пошивочное ателье: Маша шила фонарики с аппликациями (ромашка, заяц), Рая перешивала лямки на рюкзаке, «ирокезы» тоже что-то шили.
В моём купе — парень родом из села возле Бухтармы, симпатичный. Помог закинуть рюкзак наверх. Рассказывал о своём счастливом детстве в горах Алтая.

23 июля
Несмотря на то, что все брали билеты до Бийска, в Барнауле (8.00 по местному) выгрузились почти все туристы. Ребята присоединились в ПАЗик к киевлянам, а я (ещё в Москве договорившись) — к тихим москвичам.
Выехали в УАЗике около 10, но ещё колесили по городу (Полина искала гамма-глобулин), потом водитель купил мешок сахара. 8 человек в такой машине — очень комфортно, у меня вообще было «плацкартное» место на заднем сидении.
На отрезке Чуйского тракта перед Бийском — по-прежнему ремонт.
Бию переезжали по понтонному мосту, а потом поехали мимо Сорокино, переехали Катунь (она была серо-бурого цвета) и поехали через Алтайское. По пути машину дважды тормозили гаишники, ища повод, к чему придраться. В Алтайском Николай отправил телеграмму и все пообедали в уютном кафе (москвичи были очень удивлены низкими ценами и большим содержанием мяса в котлетах).
Водитель Андрей рассказал, что в июне стояла жара под 40°С, зимой были морозы под −50°С, а сейчас сплошные дожди. Тем не менее, когда подъезжали к Усть-Кану, в небе наметился отчётливый просвет.
В Усть-Коксе были около 21.00, шофёр заехал домой, а мы посидели в кафе, я расспросила продавщицу про ураган 13 июля.
В Тюнгуре водитель предложил завезти нас в дом к знакомому и это было ошибкой: деньги-то мы сэкономили, палатки [в Высотнике] не ставили, но наутро надо было возвращаться к мосту км 3.
В общем, дорога до Тюнгура (за 750 р.) была просто замечательная. Спасибо ребятам, что взяли меня. Кстати, они все из Подмосковья — из Королёва (где у них турклуб), Болшево. Николай-руководитель очень спокойный, уже был на Алтае, остальные — впервые, а ходили на Кольский, в Приэльбрусье. Лиза, Полина, Наташа, Лёша (завхоз), Витя (любит выпить), Володя (который и договаривался с шофёром).

24 июля
Утром весь Тюнгур — в тумане. Попрощалась с ребятами и пошла в «Высотник». Почти 45 минут топала до моста, как ёжик в тумане!
На базе — полный аншлаг. Доела цивильную пищу, спросила про автобус, прочитала Бобовскую записку и в 9.40 вышла в путь.
Погода изумительная, солнце жарит. Идти очень трудно, делаю привалы через каждые 20 мин. То и дело спрашивают, не одна ли я иду. Мужик с сыном и собакой идут на озеро без карты.
На ручье после Елани сделала большой привал. А на 1-ю стоянку доплелась к 16 ч. Окунулась, расположилась. Попыталась развести костёр, но поняла, что дело гиблое. Придётся готовить на горелке.
В 8 вечера отвалилась спать.

25 июля
Решила не торопиться с выходом. Погода солнечная. Собралась к 12.20. Ветер западный нагнал в ущелье дождь с грозой.
На второй стоянке («с радугой») пофотографировала, сделала перекус и пошла наверх, убегая от туч.


Но после домика с пастухом и лошадьми гроза меня всё-таки догнала. Полчаса сидела под деревом, а потом одела на рюкзак целлофан, на себя — дождевик и пошла дальше. Тропа по Кучерле — как по Аккему: разбитая и грязная.
В начале 6-го была на «фото-речке». Сделала быстрый ужин («герик» — геркулес, как говорят мои попутчики) и ещё до 8 завалилась.

26 июля
Проснулась часа в 3 или 4 от странного сна, потом стала прислушиваться к звукам. Однако, рано ещё пугать себя медведем или «союзником». Светать начало в 5 часов. Я сжевала черносливину и заснула до начала 8-го.
«Утро туманное, утро седое...». Тент прилип, всё влажное, а на небе просветов не видно.
Вышла в 11.15. К рюкзаку уже привыкаю, идётся лучше, но тропа!.. Конечно, если каждый день ходят лошади табунами. Мимо меня наверх прошло 18!
Дочапала до Текелюшки за 3 часа. На этом отрезке есть ещё 3 стоянки.
Решила сегодня больше никуда не ходить. Погода солнечная, можно всё высушить. Вымыла голову, пофотографировала грибочки, цветочки и бруснику. Моя стоянка — внизу, очень уютная.




Если вам приходится коротать не один день,
слушая бесконечный стук капель, и непрошеный
гость-дождик уже почти проник в палатку —
не печальтесь. И не беспокойтесь о том, хватит ли
продуктов до конца похода. Алтайский лес
не оставит вас голодным. Особенно в такую погоду...


Пыталась снова разжечь костёр — уже прогресс: согрела чай до горячего состояния. Всё остальное — на горелке. На ужин пожарила маслёнок и съела с пюре. Тут много грибов, а брусника ещё неспелая. Смородина тоже зеленоватая (спелую съедают туристы).
Вечером ко мне вежливо подселилась парочка из Чехии. Они пришли с Аккема, по-видимому, через Рига-Турист.

27 июля
Утро солнечное, но небо стала затягивать циклонистая дымка. Решила выйти пораньше — в 10. Долго не решалась перейти Текелюшку (стыд-позор!).


На Тегееке сделала перекус, собрала курильского чая. Обратно уже возвращается «конная дивизия».
Над солнцем — гало (наверное, погода испортится). Правильный подъём на озеро — не подарок! Была на озере около 3 часов. Народу тьма. Поставила палатку недалеко от тропы. Выпила «Зюку» в честь прихода на Кучерлинское, потом сделала чай.
Вышла посидеть на тропе под деревом. Только подумала: если встречу ребят, то или сегодня, или завтра, и... услышала голос Боба!
Их 7 человек, до Дарашколя не дошли, зато побывали на пер. Рижском и увидели озёра красивые. Вид Риги-Туриста их напугал (я была права). Самое смешное — они по пути наверх сбились с тропы по Кучерле и поднялись почти до Каратюрека, а обратно тоже сбились и вышли не к озеру, а к реке. Не искали лёгких путей!
Ребята дали мне запасной баллончик.
По озеру плавает «Тигрис» с парусом. Вечером прилетал вертолёт. С запада наползли чёрные тучи.

28 июля
Ночью дождь капал и прекращался. А на рассвете забарабанил вовсю и была гроза. Под утро мне приснился сон про ансамбль индейцев под названием «Летающий дракон» [«Flying Dragon»; странно, но слова dragonfly, «стрекоза», я до этого не знала].
На пару часов прогулялась к Бобовской компании на стоянку над озером. Там — наконец-то спелая кислица, уйма грибов и лук. Сфотографировала ребят, Боб — меня. Погода переменчивая.





Распрощались, я вернулась домой и что-то очень захотелось уйти отсюда к ручью. Съела пшёнку с грибами и решила собираться. Вышла под слепой дождик в 15.00, а на место добралась чуть больше, чем за 2 часа. Только пришла — и опять дождик, еле успела поставить палатку.
Тут хорошо, никого нет, шумит ручей.
Вечером с Дарашколя пришли четверо. Звали меня к чаю, но я уже улеглась спать.

29 июля
Утром всё было в тумане, он стал подниматься только к полудню. Я сидела у костра с ребятами, завтрак приготовила на огне.
Они художники — Ольга и Виктор из Питера, Борис и Саша (бородатый в очках, самый бывалый) — из Новосибирска. Саша знает Виктора («пирата»), тот снимал на видео выставку Сашиного друга, фотохудожника Эдика Левина. Делились впечатлениями от прошлых походов. Они ходят и в мае, и в октябре — благо, Алтай близко.
Они меня угостили чаем с золотым корнем. Ушли в 12.00, а с 15 часов и до вечера шёл дождь с небольшими перерывами. Всё-таки это не туман, а туча села на озеро.


Ну, что ж — день полного отдыха. 9-е ава, всё-таки.

Часть 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий