26 апреля 2015

1996, Кучерла–Аккем (1)

1996 год, июль — август
Катунский хребет
р. Кучерла — Кучерлинское озеро — оз. Зелёное (радиально) — истоки р. Текелюшки — пер. Каратюрек (1А, 3060 м) — Аккемское озеро — р. Аккем — пер. Кузуяк (нк, 1513 м) — Тюнгур
20 ходовых дней, пройдено примерно 110 км (+ 20 км радиально)

20 июля
Ну вот и свершилось чудо, и я прилетела из «тридевятого государства», чтобы увидеть своих любимых, почувствовать себя дома, и как всегда, «ломить» в горы.
На вокзал приехали с шиком (довёз сын Семёна, Вовка); рюкзаки прокатились на крыше под пасмурным, иногда роняющим слезу небом. Вторая часть команды подбежала почти к отправлению поезда. Итак, семеро смелых — Семён, Боб, я, Серёжа, его харьковский знакомый — Коля, Юля и её Лёша. В ПУТЬ!

21 июля

День спанья и еды. Разговоры про перевалы, снега (Серёжа, Коля и Лёша в этом году уже ходили на Кавказ — на Узункол). Приходила в гости Маус: перемыли косточки знакомым, она очень смешно рассказывала, как в 94-м году они 8 часов общались с искателями «мест силы», которые кому угодно могут «крышу» сдвинуть. В группе Маус — Лёша-Кулу, Костя, много всяких малоопытных девочек — всего 9 человек и ещё двое летят самолётом в Барнаул. Они собираются дойти через перевалы от Кучерлы до Шавлы.

22 июля
Как обычно: спим, едим, смотрим карты. Играли в игру — отгадывать слово, задавая наводящие вопросы. За окошком почти весь день — пасмурная хмурь с дождиком, болота, убогие дома.
В соседних вагонах много лохматых альпинистов и водников. Есть даже какие-то иностранцы волосатые и с фенечками.
А под Белухой, говорят, будет слёт бейлианцев. А у Юли в купе какой-то мужик читает 9-й том Кастанеды, и ребята предлагают попугать его «союзниками». Во жизнь пошла!

23 июля
Катимся потихоньку по Сибири. Азартно играем в отгадывание слова.
В Барнауле стояли 7 часов, оказывается, там разница с Москвой не 4 часа, а 3.
Во 2-м часу ночи (по местному) только тронулись. Обь я прозевала, зато небо звёздное и комета видна.

24 июля
В 6.10 выгрузились, а дядьки с машиной уже у вагона. Но 7 человек они взять не могли. Пока Боб с Семёном выясняли, ко мне подошёл человек и спросил: «Вы до Тюнгура или до Чибита?». Когда он подошёл второй раз, мы уже созрели и, объединившись с группой Маус, поехали на жёлтом ПАЗике в Тюнгур.
Погода хорошая, высаживались у источника, потом в столовой поели. Ехали не совсем по трассе: от Чемала свернули — Чарыш [с географией тут что-то напутано], Черга, Ануй, Усть-Кан, Усть-Кокса.
В группе Маус 4 девочки, видимо, из Еврейского университета, здоровенные мальчики (Лёша Сокирко и ещё трое). Шуму меньше, чем в 1992 году.
Доехали до Тюнгура, перешли Катунь через мост (она тут зелёная-зелёная). Боб и Семён не удержались, побежали выпить из неё воды, а алтаец с ребёнком на руках всё что-то говорил им на своём.
Стали уламывать шофёров ехать дальше. Те согласились (за доп. цену), провезли нас по лужам, жёлтым полям до 2-го моста. Мы им помахали ручкой, спрятали остатки пищи (кг 10) в кустах и пошли вперёд, а потом Боб с Колей сделали вторую ходку.
Заночевали вверх от тропы, на поляне с кочками между двух ручьёв [стоянка на Чёрной речке].

25 июля
Ночью был дождь и два раза била молния, а потом гулко раскатывался гром. Первая ночь за все алтайские путешествия, когда мне не было холодно — наоборот, потом обливалась. Но зато тент к палатке прилип, и вода капала Бобу на нос.

[Непосредственно перед походом у меня появился собственный фотоаппарат — «Зенит-122». Весил целый килограмм, периодически портил кадры засветкой, но где же учиться снимать, как не в таких чудных местах! А рядом — друзья-наставники, фотохудожники, чьё творчество было для меня образцом для подражания.]

Решили сегодня не торопиться; после завтрака народ разбежался кто куда: одни купаться, другие — гулять и ягоды собирать. А я осталась в лагере и искупалась. Потом все вернулись, Семён ушел вперёд занимать стоянку у Кучерлы. Мы дошли быстро — через поля и лес. В Кучерле вода непрозрачная, как будто мыльная.

Уже есть жимолость и бадан. А в полях — много клубники. Вечером у костра фотографировались.

26 июля
И опять ночь тёплая, до вспотевания. Утром пошли фотографировать.

Меня так и манило снимать воду с бликами.

Тут недалеко в оба направления от этого места есть заводи, пляжики — можно купаться. Лёша с Колей перескочили на островок с берёзой посередине реки, потом купались, обливались.
Семён опять ушёл вперёд с продуктовым рюкзаком занимать стоянку.
Вышли в 14.00 — луга пахучие-пахучие, с клубникой, лес с относительно сухой тропой.

Через Куйлю перекинуты брёвнышки, но Боб всё равно перенёс мой рюкзак. Потом луг и скалы — тот самый Чёрный камень — с пиктограммами, а напротив — изба.
Всё здорово, хорошо, что передвигаемся малыми этапами, а то я себя чувствую, как в первый поход на Мульту (на подъёмах сердце вылетает).
Вечером «поймала» в фотоаппарат РАДУГУ! [Всегда почему-то радуюсь этому небесному явлению, ощущаю хорошим знаком; «радуга» и «радость» даже звучат похоже!]