23 августа 2015

2014, Орой–Каракабак (1)

2014 год, июль–август
Северо-Чуйский хребет
Чибит — р. Орой — Моховое плато — р. Маашей — 2-е Каракабакское озеро — ледник Каракабак (радиально) — р. Каракабак (граница леса) — р. Маашей — Моховое плато — р. Орой — Чибит
16 дней, пройдено ~60 км (+12 км радиально)

Тяжёлое лето 2014-го убивало военными новостями сразу с двух фронтов. В Северное Приэльбрусье сбежать от этого напряжения не получилось — за несколько дней до моего отъезда мама сломала руку. Приехать к ней она не разрешила, поэтому договорились, что я всё-таки отправлюсь на Алтай, но в район, где есть мобильная связь. Так я снова попала в любимую долину Каракабакских озёр. Фотоаппарат с собой не брала, но кадры на память остались — благодаря неожиданной встрече с друзьями. Авторов иллюстраций трое — Борис Волчек, Ольга Московцева и Вероника Шаповалова.

27-29 июля
Спонтанно-внезапная поездка на Алтай, вместо запланированного Джилысу с Кисловодском. За неделю до отъезда ещё были нормальные билеты.
Первый хороший знак: в метро увидела пару с рюкзаками, попросила их помочь на просвечивании багажа. Рюкзак ни у кого вопросов не вызвал.
В поезд уже шла посадка, не увидела ни одной группы туристов! Ну ничего, буду надеяться на Алёну Зайковскую (барнаульские каякеры едут на «Короля Азии» в Чибит).
В купе две колоритные омские тётки, были на свадьбе, отпраздновали отъезд пивом, уговаривали меня присоединиться.
Ещё одна попутчица — девчушка-гимнастка из Рубцовска, легко поступила в РГУФК, но дипломы не сдала и всю дорогу улаживала это дело по мобильнику и интернету.
Ехали легко и непринуждённо, несмотря на устаревший вагон без биотуалета. В первую ночь храпел сосед с боковой полки, во вторую в Тюмени сел гиперактивный 4-летний Дима, на которого не действовали ни мама с дедом, ни проводница. В вагоне были ещё дети, он знакомился, упрашивал поиграть и называл всё равно не по имени, а «девочка», «мальчик». За день набегался и в третью ночь его уже не было слышно.
В Агрызе было непривычно холодно, потом и вовсе с дождём, и я впервые вышла только в Омске. Купила мороженое, ем — и вдруг подходит девушка и здоровается приветливо. Оказывается, в соседнем вагоне ехала, как и в прошлом году в это же время, Саша — в трекинг от «Ленальптурса». Тогда на Байду, сейчас на Аккем. Саша Орлова из г. Снежинск. Мы с ней тогда сидели рядом в машине на Тюнгур.
Вместо соседок моих села бабушка с 6-летним серьёзным мальчишкой. У него был игрушечный автомат, и маленький Дима, конечно, положил на него глаз. Оставалось родным его увещевать, что в людей стрелять нельзя.
Новые соседи вышли вскоре в Купино. При въезде на Алтай в окошке показали столб радуги! В Карасуке села пара и я наконец уснула.

30 июля
За полчаса до приезда в Барнаул позвонила Алёне, она сказала искать на площади, они с лодкой. Сразу нашла, минут 15 два мальчика прилаживали на крышу каяк, и в 6.20 мы тронулись. Саня и Андрей — с ирокезами, очень увлечённые байкеры/каякеры. Едва выехали из Барнаула, Алёна вспомнила, что забыли два спальника. Вернулись через весь город к району аэропорта, где у неё дом. 2-й выезд — после 8 часов. Только доехали до съезда на Чуйский тракт — пробка из-за передислокации военных. В общем, до Бийска доехали к началу 11-го. Я уже на иголках, потому что от мамы ни вчера, ни сегодня не приходили sms на Билайн.
В Сростках выскочили под дождиком в туалет, за пирожками и чаем. Серая шапка туч приподнялась только ближе к Семинскому перевалу. Катунь зеленоватая, выглядит лучше, чем в прошлом году.
В Онгудае взяли на борт девушку, которая работает у Говоров (?) на сплавах по Урсулу. Я уже не выдержала, позвонила маме, она перезвонила. У неё всё нормально, а sms просто не дошли. А я уже раздумывала, что делать, если придётся срочно возвращаться.
Сразу после Онгудая кафешка, я съела рассольник и пюре.
На Чике-Тамане лихо гнали, даже мальчики уговаривали Алёну не торопиться. По времени получилось так же, как ехал в 2008 г. Марат. Даже с учётом задержки в Белом Боме — там взрывали скалу, тоже была пробка. Оказывается, одно из самых опасных мест на трассе.
Итак, в 17.30 мы выгрузились на поляне водников в Чибите. Решила переночевать тут.
С мамой связь наладилась через МТС — фух, всё, можно начать чувствовать, что я — на Алтае!!!
Нашла место в углу поляны, к спуску к воде надо чуть вернуться. В Чуе воды не слишком много, но течение сильное.
Поела еды, оставшейся с поезда, запила чаем из володушки и отрубилась под буханье каякерской дискотеки, ещё не было 8 ч вечера. И дождик пошёл, кстати.

31 июля
«Весь табор спит», а я к рассвету вполне выспалась. Ашановской плюшки с сыром хватит на весь сегодняшний день, но надо и походную еду начинать.
Хоть погода и прекрасная, буду идти по плану, т.е. сегодня — не дальше нижней стоянки на Орое.
Собирала рюкзак под песню «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер», правда она быстро сменилась «бдымц-бдымц». Вышла в 9.10, поблагодарила Машу Добржицкую и ещё раз Алёну (мало того, что так удачно доехала, так ещё и пришлось Алёну уговаривать — не хотела брать 1500 р.!). Вася Зайковский посоветовал срезающие тропки, но я решила переть по дороге.
На плоскогорье шныряют суслики, тихо-тихо. УАЗик-козлик с местными предлагал подвезти «за так», я отказалась.
Промоина на противоположном берегу выглядит устрашающе, борта прямо отвесные!
Через 2 часа я уже ставила палатку, перед этим переговорив с хозяином моста и округи (это он и был в УАЗе). Селевый вынос всё-таки проходим. Отдала 100 р. за мост и ещё за 50 р. договорилась, что стану здесь (дядька предложил стать выше основной стоянки). Тут беседка, баня, фигурки из коряг — всё сам делал. Пёс хороший, хозяин разрешил погладить.
На тропке чуть-чуть не наступила на гадюку. Выше на лугу тоже старое строение, больше собак не оказалось.
Стоянка «облагорожена» беседкой, туалетом, указателями. Моя старая стоянка слишком близко к беседке, действительно решила расположиться на верхней стоянке.
Быстренько помылась, потом вымыла голову. Пошла на пригорок, отписалась маме с МТС; пока она отвечала, сходила поесть клубники и набрать володушки. Снова обмен сообщениями, теперь уже проверен и Билайн.
Двойная порция чая на обед, прогулки, тайцзи, просто балдёж и т.д. Опять села штанами в смолу, причём еловую — запах не нравится.
Иногда чуть накрапывало из облачка; мама посмотрела прогноз — 3 хороших дня, циклон ушёл.
По деревьям прыгает белка, смело перелетает большие промежутки.
Ужинать не хотелось, но всё-таки сделала гречку. Отбой около 9.

1 августа
Рефлекс не спать на шуршание сработал, хотя даже не уверена, что мышка была. Странная беспокойная ночь с обрывками кошмаров — короче говоря, спала с 4 до 7, кажется.
На стоянке никого. Подозрительно нет росы. А как же хороший прогноз?
Вышла в 9.20. Пропустила всадника с 2 лошадьми, шедшая тяжело алтайка всё-таки взгромоздилась на коня и они умчались в домик-магазин.
Что значит минус 2,5-3 кг в рюкзаке! — до верхней стоянки дошла за 1 ч 20 мин. Появились первые туристы — пара отправилась наверх, оттуда спустились пятеро, затем двое. Ягод пока нет, тропа — песня, чистый асфальт!
Брод по камушкам, отдохнула гораздо дальше, собрав ещё володушки.
Встретилась пара с двумя детьми, долго ходили, на Каракабаке были. Я пыталась узнать, как там стоянка на Маашее [после всех наводнений], но они её не запомнили. Моста через Маашей нет, но сказали, что видели самарцев, пришедших от оз. Караколь.
Чуть-чуть присела на брёвнышке, чувствуя, что моя стоянка недалеко. В 12.40 была на месте, 3,5 ч — это рекорд!
Поставила палатку не на своём месте, а на выложенной мхом площадочке, тут ровнее, нет дыр под дном палатки — очень хочется выспаться!
От мамы хорошие вести: у неё 72-часовое перемирие, у меня грядёт хорошая погода до 6.08. Посмотрим...
Собрала лист смородины, пожгла костёр, поделала тайцзи. Как раз до 16.30 — закапал дождь.
У двух девушек с прекрасным ретривером спросила, не видели ли Боба с девочками или палатку. Нет, значит на Шавлу они возможно не пошли.
Тут как-то холодновато, обновила флисовые штаны.
Около кострища «детектед» упитанная мышь. Эге... Думала поспать, так ровно в 18.00 она засвидетельствовала своё присутствие возле палатки.
Обменялись sms с СиМ, я им пожелала хороших Фанов, они мне — душевных встреч. По идее, Боб и Ко должны быть на маашейской стороне.
Вечером и к ночи заморосило.

2 августа
Опять неважно спала, со своим «мышиным неврозом». Пока собиралась, над головой сияло совсем не двусмысленное гало.
Ах, как же я люблю те самые «проделки Алтая»! Дохожу до магазина, подхожу к Орою за водой, замечаю у кедров знакомую палатку, людей — и кричу: «Это не я, это мой дубль!». Вуаля, все трое бегут обниматься.

Оказывается, они накануне шли выше меня, наверное, на расстоянии километра (ночевали чуть выше верхнего Ороя). Рассказали про первый поход. По Курайской степи шли целый день без воды, потом стояли — у Боба нелады со спиной. На Тюте тоже стояли, вместо брёвен теперь переправа по разливу. Под Куполом их заметало и холодило, но на Купол всё же сходили, в кошках. В Актру не стали спускаться. Докупили в Акташе продуктов, там же познакомились с водителем, который заберёт их 8.08, на день раньше поезда (ночевать будут в гостинице привокзальной). На Орое они устроили баню, чем повергли в шок жену хозяина.
В общем, наговорились мы, и я в 11.20 пошла вперёд под накрапывающим дождиком. Через 45 мин остановка у кедра, отослала маме радостную весть, что я теперь не одна. С 12.30 до 13.15 прошла до лесочка, перекусила — тут и ребята подошли. Не успели пройти до домика, как нас нагнали 3 джипа и буквально затолкали, чтоб подвезти до Маашея. Это барнаульцы, объездили всё и вся, это у них поездка выходного дня — от Белого Бома до Курая. Зимой они тут на снегоходах разъезжали. На все праздники выезжают в горы. Оказывается, до Карагемской поляны можно доехать на авто. И у меня, и у Боба, который ехал в другой машине, возникла мысль взять координаты; Боб записал телефоны Дмитрия и Снежаны.
Джиперы с помощью лебёдки налаживали переправу, а мы нашли стоянку и кинулись смотреть мосты. Есть и через основное русло, и через рукав мостки. Наверное, местные постарались, но, думаю, каждый сезон будут править, т.к. наводнение они не выдержат. Вообще, картина после схода озера ужасающая, но вода сероватая, даже чище, чем в верховье. Вероятно, потому что везде воды мало.
Часам к 15 расположились на стоянке ближе к берегу. Тут поприятней костровище. У ребят кончился газ, на Каракабаке они будут стоять в лесу, на моей стоянке (если будет свободна).
Билайн ловит на 5+; мама пророчит сильные дожди 6 и 7 августа.
Выпила свой чай, а потом зелёный с жасмином с костра. Что-то холодно, вершины ещё с дороги были видны заснеженные, где-то с высоты 2700.

И комары тут есть, девочки активно брызгаются.

3 августа
Выспалась прекрасно, в 7 ч разбудило жужжание под ухом какого-то жука под палаткой. День тёплый, ясный.

На берегу уютно, поделала там тайцзи. Параллельно попили чай, поели и вышли в 11.10. По пути была спелая красная смородина, подмытый берег с опасным карнизом сразу после большой стоянки (а там вода, наоборот, отошла от берега).

Потом небольшое приключение с правой тропкой, которая привела к «лежбищу» мотоцикла.
Вместо беседки теперь столы под крышей, палатка хозяев под тентом и строящийся капитальный дом. Боря остался с рюкзаками, а я с девочками сбегала посмотреть на страшное бревно через Каракабак. Да, страшное!
Около 13 ч начали подъём, шлось тяжеловато, т.к. солнце, даже слегка парит. Вершины во всей красе, но я за 3 года забыла, что Карагем-баши открывается чуть позже.

Шли и высматривали тропу с плато. Кажется, она приходит непосредственно перед спуском к разливу со столом (ориентир — белый камень). Может, рискну на обратном пути...
Слегка заплутали, так как по промоине текла речка, но приключение было чисто символическим, быстро выбрались на основную тропу.
Около 5 ч доползли до стоянки. Боб почему-то не выбрал моё любимое место, а стал на открытом.
Я попросила сделать исторический снимок, как я иду с рюкзаком. И раньше тоже фотографировали друг друга.

Ещё минут 40 плутала в поисках моего лагеря, но в боковом ручье воды нет, лужаек без кустов нет, и пришлось свалить к преддверию 2-го озера. Нашла в ложбине местечко не слишком ровное, но рядом проточный слив озера. Думаю, не будет сильно продуваться. Из последних сил натаскала из русла камней для тента.
7 часов ходьбы, вымоталась сильно, вряд ли пойду на ледник завтра, пусть ребята сами дорогу найдут. Они торопятся, т.к. здесь у них всего 2,5-3 дня, а погода будет портиться.
Связь хорошая, отписалась. Напилась чаю, сходила за зелёным лучком.
Тучи, которые заходили с юга и нас днём предупреждали, начали прокапывать в 19.30. Всё, ужин — и в койку. На красоты у меня тут целая неделя.
И всё-таки после ужина пошла посмотреть на чудный розовый закат.

Было красиво во все стороны, показалась 1-я четверть Луны. Тихо-тихо и торжественно. Хочу прожить тут в мире и благодати.