03 июля 2015

2011, Чибит–Курай (1)

2011 год, июль–август
Северо-Чуйский хребет
Чибит — р. Орой — Моховое плато — р. Маашей — оз. Маашей — р. Каракабак (граница леса) — Каракабакские озёра (радиально) — р. Маашей — плато Ештыкёль — оз. Джангысколь — р. Актру — ледник Малый Актру (радиально) — Голубое озеро (радиально) — перевалка
19 дней, пройдено ~95 км (+35 км радиально)

(1)   Чибит (нижний мост) — Маашей
(2)   Озеро Маашей
(3)   Маашей — Каракабакские озёра
(4)   Каракабак — Джангысколь
(5)   Джангысколь — Актру
(6)   Актру

На этот раз Алтай одарил меня прекрасной солнечной погодой и... не пустил (на первом этапе похода) дальше озера Маашей. Вообще-то я собиралась пожить дней 6-7 вблизи ледников, дающих начало Маашею, а потом, перебазировавшись в Актру, хотела прогуляться радиально на пару несложных перевалов. Однако планы пришлось перекраивать на ходу — впервые в жизни я в горах заболела и, перестраховавшись, не стала с непонятным упорным кашлем забираться на высоту. Зато удалось запечатлеть на память «несколько дней из жизни озера Маашей», от которого, после прорыва в 2012 г., остались действительно лишь воспоминания.
Перед походом был куплен фотоаппарат Samsung NX-11, позволяющий снимать видео хорошего качества. Первые опыты в Актру были не вполне удачны, но очень полезны с точки зрения «работы над ошибками».

Чибит (нижний мост) — Маашей

15-17 июля
Жаркая Москва, 24-килограммовый рюкзак, ставший нефирменным поезд до Барнаула № 136. Очень приятные попутчики — работающие в Черноголовке и живущие в Киржаче Оля-Вова и их сын Лёша. Они ехали до Карасука. Периодически устраивали турниры подкидного дурака.
Радио не работало, кондиционер холодил в меру — в общем, всё было прекрасно. После Красноуфимска показали на закате яркое гало. Во второй день я даже не на всех остановках выходила. В Омске поела фисташковое мороженое. Днём подремала — и очень кстати, т.к. после Карасука один дядька потерял сознание (видимо, инсульт) и началась суматоха. Хорошо, что проводница быстро нашла в соседних вагонах врачей. Оказывается, в поезде даже рация не работает, никакой связи с «большой землёй». На ближайшей остановке «скорая» его вытащила, но я уже к этому времени спала.

18 июля
Погода ясная, над Обью стелется туман. Поскольку в поезде, на удивление, нет туристов, решительно направилась на автовокзал, как в прошлом году. К сожалению, поезд пришёл на 2-й путь, и пока я тащилась по лестницам, к кассам набежало человек по 30. Пришлось постоять полчасика в очереди. Зато теперь коротать два часа до отправления. Бросила якорь в зале ожидания на ж/д вокзале, позавтракала, выпила в кафе стакан чая.
Автобус отправился вовремя, наполовину заполненный. Дёшево (950 р. с багажом), но уж очень сердито: сидения, к счастью, мягкие, из люка не дуло, но ни одной занавески!!! Мои мучения кончились только около Семинского перевала, когда смогла пересесть.
Публика тоже не слишком удачная: пара типа рецидивистов (вышли в Ае), пара пьяных гопников (один из которых терроризировал разговорами почти весь автобус), а в Бийске сели четверо новобранцев до Кош-Агача под присмотром лейтенантика из Питера (сидел рядом со мной, даже смотрел на ноутбуке какой-то боевик). Потом садились и выходили алтайцы, преимущественно с детьми, которые время от времени визжали.
Тащились долго, обедали в Шебалино, в «Берёзке», причём водитель ничего не объявил, а сам туда смылся; хорошо, что я знала, где это, и пришла туда. Поела пюре с салатиком и чай.
В Белом Боме набрала воды, перетащила рюкзак к выходу, одела ботинки. К мосту приехали аж в 20.45! Опять меня шатает с дороги, опять достала палки, чтобы нормально пройти по трубам в начале моста.
Тут несколько машин с автотуристами, горит костёр. На этот раз поставила палатку на полянке прямо у начала подъёма. Отправила маме sms, съела огурец последний. Сходила на реку умылась. Отрубилась в 22.00.

19 июля
Ночью поленилась посмотреть на звёзды, а в 4 утра их уже не было... После пяти как провалилась обратно в сон, вскочила только в 7.45, ужас! По лужку бродят две коровы, когда подошли близко и стали глядеть тупо-тупо, достала палку и поиграла в пастуха. После лёгкого завтрака и мучительного упихивания вещей в рюкзак, тронулась в путь в 9.30. Пошла по обнаруженной в прошлом году конной тропе, однако моим планам на клубнику не довелось сбыться... Ягодки мелкие, вяленые и сушёные, долго их клевать на жаре не хотелось.

Шлось тяжко, но я никуда не тороплюсь, надо привыкнуть к рюкзаку, новым ботинкам и войти в ритм. Шла без часов, а когда смотрела на них на привалах, оказывалось, что у меня без большого отдыха переходы по 30-40 минут. Зато очень часто присаживалась, останавливалась в тенёчке. Тяжело дался затяжной подъём, который начинается вскоре после селевого выноса.
Навстречу прошла лишь одна семья с девочкой.
Когда дотащилась до моей промежуточной стоянки 2008 г. и посмотрела на часы, обрадовалась и допила воду — до Ороя рукой подать и я молодец! В 14.45 была на месте, брод решила перейти в шлёпках, один начал уплывать, но выловить успела — да, идея неудачная, даже в такой малой воде. Тут какие-то трубы, сделали арычок сбоку от русла.
Набираю воду в бутылки, кидаю на солнце, а потом пью и не могу напиться. На удивление, здесь ни души, я даже подумывала, не сменить ли стоянку, но походив, решила ставить лагерь на своём месте — тут нет костровища, значит гарантированно соседей не будет. И до воды близко.
Но мыть голову мне что-то неохота... Придумала расчесать мокрой расчёской, а то некоторые волосы просолились и слиплись. Получилось неплохо.

Набрала травок на чай, пофотографировала цветочки и Орой. Выдула 1,5 л воды, а в туалет даже и не хочется... Приходила белая собака с умными глазами и наверное пустым животом, я ей объяснила ситуацию. Время ужинать, а народу никого, ну надо же!

20 июля
Спала как-то поверхностно. Утром совершенно нет росы, да и небо подёрнуто дымкой. Ветра нет, птички поют, все стоянки пусты!
Вышла в 9 часов, идётся уже полегче, чем вчера, да и погода вполне ходовая. Навстречу прошла парочка. На верхней стоянке была в 10.20, тут тоже пусто и огромные кучи мусора.
В 10.40 вышла. Тропа нереально сухая, не нужны всякие обходы. Верхний брод по камушкам практически посуху. Навстречу ещё трое. На одной из стоянок палатка, сидит парень, на Месснера похож. Решила, что иностранцы, раз не расположены здороваться.
Собрала володушку, почапала к своей стоянке. Меня обогнал всадник с пустым конём, предлагал подвезти. В 12.50 была на месте. Решила до кедров не идти — мало ли как там с водой, а мне хочется головомойку устроить. После перекуса с горячим какао согрела котелок — и реализовала свой план.
Отправила Петру поздравление (у него вчера был день рождения). Гулять из-за мух, слепней и комаров долго не удаётся, балдею в палатке. Поручила маме посмотреть, есть ли циклон над Алтаем [договорились, что она будет следить за параметром «Облачность» в программе Google Earth]. Пока она смотрела, в начале 5-го явился дождь собственной персоной. Я как чувствовала, что пора надеть тент на палатку. Даже гром раза 4 был.

Сверху прошли несколько пеших групп, проскакали конные извозчики.
Такое впечатление, что брусника в этом году засохла, как и клубника. А вот с голубикой, когда созреет, кому-то очень повезёт.

21 июля
Дождик сыпал всю ночь, а мне опять спалось некрепко (наверное, ждала мышку, а она так и не пришла). В 8 ч капать перестало, я сфотографировала хвоинки (но, похоже, неудачно).

Непонятно, развеется ли... Сизу пью цай. Досидела аж до часу дня, собирала палатку под каплями, тент хоть выжимай.
На дороге действительно стоит дом. Вышла хозяйка, я ей рассказала, что о них уже в Интернете написали («шли на Шавлу — ничего, возвращаемся — дом!»). Оказывается, это зимовье-магазин переехал с горочки сюда.
Поздоровалась с моим любимым кедром, он ответил порывом ветра. На горушке устроила фотосессию всплывающим из долин облакам.

Куркурека даже намёка не видно. Зато показался Маашейский ледник и кое-какие каракабакские вершины.

За мной гналась туча, а другая прихватила наперерез, когда я миновала заболоченность. Пришлось снова одеть дождевик, а в нём так тяжело идти! Следующий привал сделала уже посреди леса. Перед этим поздоровалась со стариком-пастухом, гонящим овец.
Что-то случилось с лесом по берегу Карасу. Думала, пожар был, но нет, просто стоят рыжие лиственницы. Болезнь какая-то?

На маашейской стороне уже еле-еле шла. На стоянке (пусто, ура!) была в 6 вечера. Ноги уже не ходят. После чая и обмена смсками даже не знаю, буду ли делать ужин.
В долинах зависли тучи, солнышко показывалось в просветах. Всё мокрое. Хочу отдыхать.
Изменила распорядок меню и всё-таки сделала жиденькую овсянку. А тут и дождь пошёл...

22 июля
Туча села с вечера и пока не хочет уходить. Сиеста полнейшая.
После 10 ч вверх прошла большая группа гуляющих. Вчера они же, наверное, возвращались сверху. Какие-нибудь коммерческие туристы, видать...
Здесь много комаров и мошкары. Ходила по мокрой траве в поисках места для заброски, ничего не нашла. Солнце проглядывает, зачем-то вытерла тент тряпочкой, а около 14 опять дождик пошёл. Вроде развеивается, а ветра нет. Комаров просто уйма, и такие сочные!
Сделала жимолостный компотик.
Гуляющие вернулись, и увязавшаяся за ними собака, когда я подходила к палатке, нагло дожёвывала чей-то белый хвостик, разбрасывая щетинки прямо у моего входа.
Вечером всё-таки положила заброску. Итак: вниз от стоянки по береговой тропе до конца луга и вниз (где группка лиственниц и справа поросль берёзы). Внизу сосенка — от неё вправо в кусты и вправо, где торчит коряга. От неё слева в глубине кустов. Аминь! Привалила двумя камнями из реки, на пластыре написала дату и просьбу не трогать.
Опять парит неимоверно. Вверх прошли человек 10 с касками и тяжёлыми рюкзаками, потом трое матрасников.
Что-то с горлом, к вечеру стало больно глотать.