27 мая 2015

2005, Кучерла–Аккем (1)

2005 год, июль—август
Катунский хребет
Тюнгур — р. Кучерла — оз. Кучерлинское — оз. Синее — морена ледника Западный (радиально) — оз. Рижское — пер. Рижский (нк, 2600 м) — оз. Кучерлинское — истоки р. Текелюшка — пер. Каратюрек (1А, 3060 м) — оз. Аккемское — оз. Горных духов (радиально) — Семиозёрье — р. Аккем — пер. Кузуяк (нк, 1513 м) — Тюнгур
26 дней, пройдено ~120 км (+37 км радиально)



В 2004 г. вместе с друзьями я побывала в майском Крыму, а летом — в горах Тянь-Шаня. Снова перевалы, снова так полюбившиеся мне ледники, снова так ужасающие меня броды! Наконец-то обзавелась палаткой, на 600 г легче предыдущей (попросила нашу мастерицу сшить по тому же «фасону» фортамбек, но пересчитать размеры под мой небольшой рост). В нашем путешествии у меня было 10 автономных дней, по облегчённому маршруту. Автономными они получились не на 100%, так как траектория моя и ещё одного участника похода — тоже любителя соло — нечаянно на несколько дней совпали, и это было прекрасно.
По Алтаю соскучилась, поэтому на лето 2005-го запланировала долгий поход, с заброской продуктов; запаслась описаниями из Интернета, были грандиозные планы на изучение окрестностей Аккемского ледника и возвращение в Тюнгур по Ороктойской тропе, но... погода и мои настроения внесли свои коррективы. Встречи-сюрпризы, знакомства с интересными людьми были подарком Алтая и на сей раз.
Дневник получился более многословным, чем предыдущие. Возможно, отсутствие под рукой фотоаппарата побуждало облекать творческие порывы в слова. Говорят, что путешествуя в одиночку, люди начинают разговаривать со своим рюкзаком. У меня для этой цели всегда с собой записная книжка.
Иллюстрации — снова не мои, а Бориса Волчека (из походов 2006 и 2007 гг.).

17-20 июля
Ура, я еду на Алтай! Боб уже с 7-го там, Серёжу, Марину и Лёшу Ж. я проводила вчера на Северо-Чуйские, а сама еду в шикарном фирменном поезде (правда, впоследствии выяснилось, что не все вагоны такие сказочные). Всё новенькое, ощущение, что находишься в самолёте — туалет выше всех похвал, проводница носит газеты, алтайские бальзамы и проч.; по радио объявляют стоянки и желают «приятных попутчиков».
Вместо открывания-закрывания окон — кондиционер, который, впрочем, всех заморозил. Покупать на стоянках мороженое даже в голову не приходило.
В моём купе — мама, бабушка и мальчик Костя (своим состоянием напомнивший Ваню из фильма «Возвращение»). Ехали почти не общаясь, только к концу я разговорилась с тётечкой-фармацевтом, которая ехала на боковых с девочкой улыбчивой.
Теперь о самом главном: рюкзак мой забросил наверх руководитель группы литовцев, Валентинас. Они — единственные туристы, едущие в Тюнгур, поэтому мне крупно повезло. 10 человек добирались поездом, а 6 — самолётом в Новосибирск и оттуда на машине до Горно-Алтайска.
Дорога была лёгкой, я время от времени углублялась в кроссворды. В Агрызе купила стаканчик малины, в Красноуфимске — 2 пирожка с картошкой, ну очень «добрых».
Во 2-й день к Тюмени мы опаздывали на час, но за счёт сокращения стоянки в Омске нагнали. В Татарской, к моему тихому ликованию, показали кусочек двойной радуги!
Последнюю ночь в поезде удалось поспать немного. Барнаул встретил солнышком. 2-я машина за литовцами не приехала, но тут же договорились с местным водителем Геннадием (которого не первый год я вижу на перроне вместе с Димой цыганско-кавказского типа; как выяснилось, тот — страстный игрок). Накануне Геннадий отвозил Серёжу, Марину и Лёшу из Барнаула в Горно-Алтайск.
В Сростках стояли около часа, я купила только слабо-малосольный огурчик. Место очень неуютное, да ещё и ломали экскаватором старые тополя — зрелище чудовищное.
Я впервые ехала всю дорогу на переднем сидении; с одной стороны попадала под руку шофёра на рычаге, с другой — теснил немножко Валентинас (кажется, его фамилия Карпавичюс). Зато мы с ним болтали о горах — он последние 4 года ходил 2 раза на Памир, 2 раза в Фаны, а на Алтае был последний раз в 2000 г. Оказывается, колокольчик на вершине Белухи — это символ памяти его друга, который погиб там, сорвавшись вместе с карнизом. А в прошлом году другой его друг пропал на спуске с Хан-Тенгри. Сам он ночевал на хребте у пика Акстинаса, который назван, оказывается, в честь патриарха вильнюсского альпинизма («занёсшего» в 50-х годах его в Литву после учёбы в Питере).
В Г.-Алтайске были в 12.00, искали ОВИР, не успели до перерыва. Собрался дождик. Потом наконец доехала 2-я часть группы на машине горно-алтайского водителя Николая (небольшого роста, улыбчивый).
Около 15.00 выехали, обедали в Усть-Семе на улице в беседке (опять-таки под дождиком). Ехали по Чуйскому тракту, через Ябоганский перевал до Туэкты. Вместо Валентинаса теперь рядом ехала девушка Аня с очень красивыми глазами, тоже говорили о горах. Геннадий называл её Ромашкой и грузил о политике и национализме.
Сразу после Усть-Кана показали красивейший столб радуги, упиравшийся в землю, так и казалось, что мы сейчас в него въедем.
Уже в темноте были на погранпосте у реки Талда (чуть дальше границы Усть-Коксинского района). Вежливый алтаец аккуратно писал недостающие циферки в список литовцев, мне пропуск выписал молниеносно. Тут в степи уже холодно, градусник показывал +12°С. Процедура оформления заняла 0,5 ч, но это ещё не всё, в Усть-Коксе пришлось заезжать в комендатуру (чёрт-те где, на горе) и получать бумажки для выезда. Пока ждали, смотрели на полную луну в облаках, на звёзды; я увидела метеор.
Когда ехали по Уймонской долине, наступил следующий день.

21 июля
В Тюнгуре были в 1 ч ночи. При разгрузке водитель Николай очень пожалел меня в связи с рюкзаком.
Литовцы заночевали в домике, а я поставила палатку на поляне, еле найдя свободный уголок. В 1.30 уже отрубилась, но поспать удалось только до 6 — у соседей был ранний выход и они очень удивлялись, почему моя палатка ещё не собрана.
Погода чудесная, спать не хочется, но состояние хмельное. Пошла завтракать в кафе-аил, потом поздоровалась с Катунью. За палатку заплатила 40 р., даже квитанцию выписали, но на выходе некому было её отобрать. Прогулялась на бийскую базу, там тоже народа прилично. Палатки Боба не обнаружилось, но я на это и не рассчитывала почти.
С литовцами попрощаться не удалось, они разбрелись кто куда. Вышла в путь в 10.45 под шёпот парней, сидевших у забора: «Да он выше её роста» (это про рюкзак).
За час дошла до моста, отказавшись от попутки (хотелось искупаться в реке). Посёлок Кучерла за 3 года, кажется, заметно вырос; как обычно, пошла чуть-чуть не той дорогой.
У моста доела московский помидор. Снова тронулась, но как-то сильно ботинок жмёт косточку, долго прилаживала.
У смородины опять привалила ненадолго, а потом уже — в поле, где на рюкзаке долго сидел кузнечик с огромным глазом. Ковыляла по полю и почти у его конца меня нагнали на тракторе литовцы. Меня закинули, чуть-чуть прокатилась, попрощались тепло и на спуске к мосту меня выкинули. Им на Калагаш. Надеюсь, на Аккеме, может, ещё раз увидимся.
Прошла до склона и надолго упала в клубничное пастбище. После прижима — поле, Чёрная речка (там сделала перекус), опять прижим и лес с тропой-квашнёй. Около 17 ч была на 1-й стоянке на Кучерле и решила ставить лагерь. Надо отоспаться, отдохнуть.
В преддверии «мышиной» ночи сделала приготовления: на 2 норки положила камни, рюкзак поставила, фонарик повесила. Поужинала и заснула. Как-то тяжело воспринимается шум реки. Да и вообще, какое-то странное ощущение «невключённости в пространство Алтая». Наверное, это старость уже... Правда, сегодня на лугу было неожиданно яркое восприятие цветов — очень насыщенные краски.

22 июля
Слава Богу, ночь прошла спокойно. Проснулась в 4, потом слегка подрёмывала. Аппетит пока хороший. Хотела выйти пораньше, но как-то лениво...
Стартовала в 10.20. Что-то я совсем забыла тропу, оказывается, она сразу забирает вверх. На развилке стоит стрелочка — указатель на Аккем.
Сделала привал напротив впадения Калагаша, потом чуть прошла по склону — нет, опять пришлось скинуть рюкзак, потому как клубника!
У Чёрного Камня построили заборчик, беседку. Наскальных рисунков стало больше — стараются дальние потомки.



Народ ходит по тропе прогулочный, с небольшими рюкзаками. Сверху прошли англоязычные туристы.
Незадолго до домика видела пасущихся коров. А после домика, когда тропа раздвоилась, я себе устроила небольшое приключение: пошла от дома вверх. Правая тропа хоть и конная, но всё-таки «левая»: в одном месте пришлось корячиться на склон и потом вниз, да и брёвнышек побольше. Я понимала, что в конце концов тропы сойдутся, но всё равно было напряжно.
Тропы сошлись на фото-речке. Тут я устроила себе обеденный перерыв с 15.15 до 16.15. Спину ломит и ноги гудят, но надо сегодня пройти ещё. Меня хватило ещё на 1 час, и в 17.20 я уже поставила палатку на большой стоянке у следующего притока (на белом песочке; ох, дно будет всё белое...).
Погода балует, солнышко днём почти всё время пряталось в облаках, тепло, безветренно. Есть комарики, но немного.
После ужина погуляла и неожиданно прямо у палатки нашла землянику, правда, ещё не совсем спелую.

23 июля
Ночь прошла неспокойно: около полуночи начало шебуршать, я «заступила на пост». Ярко светила луна. К утру приснился кошмар, я во сне отчаянно кричала (в нашей луганской квартире, полутёмной и незапертой).
Утро хорошее, но появилась дымка и вокруг солнца известно что, поэтому я на всякий случай ускорила сборы. Вышла в 10 часов. Совсем забыла тропу с её подъёмами-спусками. До Текелюшки дошла бодро за 1,5 ч. Стоянку не узнать: 2 капитальных мостика, стол и лавки под навесом, даже туалет и мусорка!
Сверху идёт народ в больших количествах, есть не только матрасники, дети и собачки, но и альпинисты. Опять меня спросили, сколько идти до Текелюшки (вчера вечером семья ползла вверх, сегодня — тоже с ребёнком, но уже вниз).
До Тегеека еле дошла, устроила часовой перерыв. Повалялась на травке, перекусила. На этой стоянке тоже соорудили стол и скамейки.
В 14.45 вышла, рассчитывая тащиться до озера часа 3, но получилось быстрее. Ох, и тяжёлый подъём! Да ещё и жарко...


От домика опять выбрала правую тропу (что за тенденция в этом году!), бросила на склоне рюкзак и пошла смотреть, не пересох ли ручей. Водичка есть только повыше, в ямке. Прогулялась на морену присмотреть место для заброски и на обратном пути решила всё же ночевать здесь, на этой прекрасной, любимой стоянке. Тут рядом с палаткой даже два бело-голубых цветка аквилегии растут!
Поставила палатку, нахлебалась чаю и снова пошла гулять по камням. Ягоды ещё совсем зелёные (и ниже тоже — ни брусники, ни черники). Проводила солнце за гору и пошла ужинать. Ветер совсем стих и стало очень покойно... Только проскакала лошадь и почти сразу грохнули два выстрела. Веду себя как партизан, авось гостей не будет. Посмотрела на золотистый закат и легла спать рано.

24 июля
Опять ночное дежурство, включение фонарика при каждом «мышеподобном» шорохе... Но вроде выспалась. Тент совсем не запотел и травы сухие. Утро ясное-ясное, около 6 уже появились лучи на вершинах. Кстати, снега на верхах очень мало.
Вокруг палатки бегает и суетится чёрная белка.
Сходила отнесла заброску, обложила камнями свёрток. По пути открылся вид на луну над долиной Кульдоро. Погода фантастическая!
Вышла в 10, прошла до 2-х стоянок — и сюрприз: знакомые детские лица! Я знала, что Женя Кац и Миша Рязанский едут на Алтай, но не ожидала, что с детьми. [До этого я не была с ними знакома, однако читала Женин сайт и блог и знала, что это большие любители и знатоки Алтая.] Немножко поговорили, они вытащили замечательные карты — 500-метровки. Сами они сходили на Малый и Большой Калагаш, а потом пришли на озеро по левому (!) берегу Кучерлы. Сейчас им тоже на Зелёное, а потом через Рига-Турист на Аккем.
Я пошла дальше, по такой знакомой (не сказать, чтоб любимой) тропе вдоль озера. Облазы, подлазы... В одном месте, похоже, сель сошёл, такие валуны валяются.
При первой же возможности (когда скрылась от домика базы) окунулась. Вода не холодная, озеро отошло от берега.
Люди продолжают идти сверху. На стоянке у ручья была, как обычно, через 2,5 ч. Загасила чей-то дымящий костёр, потом вымыла голову и час расслаблялась.
Думала, не пойти ли тропой вверх от моей бывшей стояночки, и не решилась, а зря! Тропа вдоль ручья преподнесла много сюрпризов, это вам не налегке бегать. Несколько раз бросала рюкзак и искала варианты. Тут и Кацы подошли. Так мы и ползли — они уходят с привала, я прихожу. Ужасно было тяжело, хоть и рюкзак у меня «всего» 20 кг...

Фото Виктора Колесникова

Вышли на морену и тут стоянки — одна в красивых кедрах, но воды я не нашла, а другая очень близко и уже на берегу ручья. Тут я и рухнула, пройдя за сегодня 9 часов. Ребята посовещались и тоже остались, тем более какие-то тучи заходили (впрочем, потом всё развеялось).
Вечером беседовали у костра о походах, снаряжении. У них Мегатестовские палатки — как фортамбек, только 3 дуги вверху скрепляются шайбой и это якобы повышает ветроустойчивость.
Детки очень милые, у Гришки рот не закрывается, он всё время в творческом фантазировании. Галка просто замечательная, с огромными глазищами, похожа на Симочку. Катя (и её мама Юля) более сдержанные.
Поговорив о том, о сём, вспомнив общую знакомую — Катю Бурмистрову, разошлись около 23 ч спать.

25 июля
Проснулась в 5 (под утро снилась Пугачёва — везёт ей на попадание в мои сны на Алтае; на этот раз она была с рюкзаком). Луна напротив палатки, занимается рассвет.
Хорошо здесь, под кедром, спится. До 9 часов опять провалилась в дрёму, разбудили дети.
Небо равномерно затянуто, росы нет, голова тяжёлая. Только успела позавтракать (гречкой с чечевицей и компотиком из жимолости), тут и дождь натянуло, правда, собрать рюкзак успела. Ждали все под деревом, пока развеется и солнце подсушит камни. Гриша мне пересказывал содержание их любимой сказки со всеми подробностями.
Попрощались, они вышли первые, а я ещё посидела у кедра. Поползлось не то чтобы тяжело, но смутность тропы вынуждала ходить на разведку. Зачем-то подошла к воде (когда-то я выходила к озеру по правому по ходу берегу), но вид ребят на склоне убеждал идти им вслед. Неуклюже корячилась на камнях (как же я дальше ходить буду?!) и около 15 часов дошла-таки. Ввиду туч сразу поставила палатку, даже постирала. Потом чуть-чуть прошлась по берегу. Пока настроение — не тащиться с рюкзаком под Урусвати.
В 5 ч пошёл сильный дождь с ветром, но вроде недолгий. Хотя — ветер изменился на южный, наверное, лафа с погодой заканчивается.
Около стоянки растёт трогательная семейка молодых лиственниц.
После кофию с сыром пошла вдоль берега. На тропе турики, дошла до ивы и вернулась, а потом, в том же эйфорическом состоянии взобралась на склон, где идёт, по-видимому, основная тропа на Синее озеро. В последних кедрах над озером — тоже стояночка. Закапал дождь, я повернула обратно и тут... Конечно радуга, да какая яркая и двойная! Над всем озером аркой. Наверное, всё-таки из-за таких красивейших закатов озеро прозвали Святым.


Дождик дал добежать до палатки и на несколько минут припустил сильно.
На фоне свинцовых туч Урусвати тоже смотрится здорово.

Часть 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий