19 мая 2015

2003, Шавла–Маашей (2)

Начало тут

1 августа
Наконец-то я выспалась! Быстренько поела, попрощалась с соседями и в 9.15 пошла гулять к перевалу. На морене царство чебурашек непуганых. Есть спелая смородина. Камни, камни, тропа вся в туриках.
Через 2 часа неспешной ходьбы пришла к щебневым стоянкам. От них буквально минут 15 — стоят две палатки, в одной двое парнишек, и вдруг голос: «Наташка!» Присматриваюсь — фортамбек. Оказывается, Боб с Надей ни на какой Куйгук не поехали, от Чибита поднялись на Орой, на горочку, потом плутали по плато и в конце концов пошли на Маашей. [И увидели такую красоту:]

А вчера они с двумя альпинистами, питерцами Денисом и Гришей, вместо Нижнешавлинского оказались на «Среднешавлинском» 2А, вешали верёвки и спускались с восьмёркой. Не ищут лёгких путей!
Я прошла по леднику по следам ещё 30 мин. Гремели лавины, рядом были трещины, ледник засыпан, по снегу легко идти. В общем, я удовлетворилась полностью.

От ребят пошла вниз в 13.45. Эта долина — бесконечное каменное море. Уже почти внизу собрала чабрец и лист смородины.
Тучки всё ползут и ползут. Дома была ровно через 7 часов. Полежала на земле, посмотрела, как над Бармалеем медленно-медленно кружили два орла.
Солнце выглянуло, и я окунулась в озере. А потом со стороны Маашея потянулась дождевая пелена, но дождь был несильный и недолгий. Пришли ребята, поставили лагерь. Вместе пили чай.
Денис очень напоминает Лёшу Ж. внешне (только маленький ростом). Они — «питерские раздолбайкеры» [в смысле — велосипедисты по бездорожью].

2 августа
Ночью вылезала, небо потрясающее. В 4 утра Гриша с Бобом и Надей полезли на Бармалея встречать рассвет.

А я почти до 8 ч проспала, потом быстренько позавтракала и в 9.30 вышла наверх. Постепенно открывался цирк Красавицы, озеро под Куранду. Дошла до последней травы и первого снежка и решила дальше не ходить. Уже облачка, Белуху всё равно не увидать. Тут столько бабочек красивых.
Спустилась и почти час сидела в кедре, который мне понравился ещё позавчера. Гриша почти в 13 ч вернулся, единственный дошёл до вершины; замерил её координаты GPS’ом [это такой приборчик спутниковой ориентировки] — 3120 м, расстояние от стоянки по прямой — 1,7 км, а мы стоим на высоте 2250.
Солнце жарит, загораем. Я сходила вниз, собрала в лесу моховиков. Пришла домой и искупалась. К вечеру собралась гроза, мы все сидели у Боба в палатке и слушали, как колотит град по крыше. Когда всё кончилось, над скалами повис кусочек радуги.
Надя в качестве культурной программы читала свою поэму о походе на Телецкое озеро. Вполне актуальные темы — дождь, гроза, мышки...
Мои грибы, красные моховики, оказались ложными и горькими. Угос­тили ребята: Денис набрал кучу подберёзовиков, которые тут обитают под карликовой берёзкой.
Рядом на морене валуны походят на химеры, мы с Бобом видели одинаково.
В сторону перевала полетел чёрный ворон.

3 августа
В 7 ч уже по небу быстро ползёт паутинка перистых облачков вперемешку с кучевыми. Наверное, с юга придёт циклон.
Мальчики с Бобом ушли вниз снимать отражение в озере. У Гриши сегодня день рождения. Надя тоже ушла вниз, а Боб к моему отходу вернулся.
Вышла в 10, на гребешке корячилась 45 минут — опять тропа влажная, да от рюкзака уже отвыкла. Потом на завале застопорилась, хорошо, снизу парень подсказал, где тропа. Тут и Надя меня догнала [она просто гуляла].
Следующая заминка — детальное исследование вариантов облаза скалки «с вечной грязью» (по Симонову). В общем, к озеру добралась через 3 часа. Начала на перешейке ставить палатку — вдруг налетел ветер, чуть не унёс палатку. Я быстро свернула всё, тут и дождь с грозой, но недолгий. Как только он кончился, пошла обследовать окрестности и нашла-таки укромную стояночку в траве у самого слива Верхнего озера (тоже по описанию Симонова).

Надеюсь, тут мне будет спокойно, только редкие прохожие по каменному хаосу на противоположном берегу будут чего-нибудь кричать.
Погода, по-моему, неустойчивая. Солнце давит, тяжёлое. К 5 часам опять собрался дождик. Настроение воскресное, хочется поваляться в спальнике, как-то дремотно.
Солнце зашло за горочку в 17.30. Озеро плещет волнами. Панорама здесь открывается потрясающая, снега ослепительны. А в другую сторону — чуть видна самая верхушка Бармалея и дальние хребты.

4 августа
Ночь была полна всяческих снов (в одном я была в гостях у тибетцев, в другом — каталась на коньках).
Утро тёплое, облачность переменная, тучки уже цепляются за вершины. Солнце появилось ровно в 8.
Позавтракала и в 9.30 вышла гулять. По пути видела, как со стоянок верхних вышла группа и переправлялась по бревну, натянув перила. По­том они меня нагнали на начале подъёма на Орбиту.
Через час была в районе «орбитовских стоянок» (?) со множеством пирамидок. Шла под дождиком, который вскоре прекратился. На ледопад Зелинского лезет группа из человек 15. Скопились на площадке, а трое почему-то пошли вниз — может, упустили чего.

Уже на повороте морены вправо снизу из ущелья натянул туман; облако кружилось в цирке, но всё-таки доползло и сюда, вбок. Пишу, жду, когда туман поднимется. Уже и солнце проглядывает. Хорошо слышно, как альпинисты перекрикиваются.
Пошла дальше; оказывается, «орбитовские стоянки» всё-таки дальше, недалеко от выхода на ледник.
Ледник засыпан цветной, красно-зелёно-чёрной мозаикой. Журчат потоки. А посередине ледника валяются огромные осколки красных скал.
Дошла до начала взлёта; на камне лежит каска. Живая сыпуха меня не вдохновила, тем более, что из долины надвигалась вторая порция тумана. Опять сижу в пелене, пишу и перекусываю. Время — 13 ч.
Двинулась обратно, на гребне морены пришлось опять надеть дождевик. На ледник Зелинского полезла очередная группа (правда, налегке, тоже гуляют). Спустилась в 15, домой идти не хочется; прогулялась к бревну через поток — мокрое и заливает. В другой раз опробую.
На скале навстречу прошли трое, почему-то в касках. На озере тихо, только птички щебечут.
Вечером и ночью был дождь.

5 августа
Утро серое и сырое. С 6 до 9 был дождь, потом просветлело и временами выглядывало солнце.
В 11.15 вышла погулять вниз. Мимо прошагала целая демонстрация молодёжи с воздушными шариками.
На морене смешные чебурашки бегали с огромными листьями — как будто охапка сама перебегает. Нашла стоянку у самого завала, где Шавла вытекает. А вот грибов съедобных — ни одного.
Встречный паренёк сказал, что сегодня видел Бобовскую палатку у ручья.
На обратном пути посидела в двойном кедре. Начала болеть голова. Видно, давление изменилось.
Снизу стремительно надвинулась туча, но я успела домой до дождя. Перекусила, опять прогулялась по своему «полуострову». «Ходили тут всякие» визитёры с Нижнего озера, свистели и перекрикивались. Дождик снова загнал в палатку — сначала чай пить, потом ужинать.

6 августа
Сны тут бесконечные, но насыщенные чепухой какой-то. Сегодня хотела на лыжах покататься, но всё никак не могла ботинки зашнуровать.
С 6 утра до 8 висел туман, было видно не дальше ближнего дерева. Надеюсь на улучшение погоды.
Туман всё ползёт. Я не стала ждать солнца и вышла гулять в 11 часов.
Дошла до бревна, сделала три шага — и вернулась. «Нормальные герои всегда идут в обход». [На самом деле, по брёвнышку — смешно сказать — идти метра два, но оно не очень толстое и мокрое, вода заливает... Ну не люблю я этого!] Пришла на верхнюю стоянку — тишина, спят, наверное. В лесу уйма грибов. Дошла до 2-х ручьёв, перешла их по камушкам и полезла по траве и кустикам вверх.
Ура! спелая черника и крупная водяника. Добрела до террас и стала их обходить. Туман поднимался вместе со мной, чуть проглядывало солнышко.

Подошла под «пирамиду» и пошла направо. Ещё одно озеро; тут стоянка с туром большим. Перешла каменное русло и оказалась на мощ­ной тропе на Абыл-Оюк. В 14.10 была у башни из камней, увенчанной каской. Впереди — ледник Мечта и голубые просветы. Слева — голубое озеро, справа — зелёное. Сегодня дальше не пойду.

Возвращение не обошлось без плутаний, т.к. я хотела вернуться путём подъёма. Всё никак не могла определить, где же та речка, вдоль которой тропа. Полезла вверх и траверсом. Наконец, одно место показалось знакомым, да и второй знак — ярко-красная сыроежка, похожая на пуговицу, убедили, что я на верном пути. Всё это — под дождём, который усилился ближе к озеру. Искала брод долго. Вдоль озера по мокрым камням — уж совсем не подарок, зато дождь кончился.
Пришла домой, выжала носки и штаны (если б можно, то и ботинки бы), выпила чаю с шоколадкой — тут и дождь опять.
Я посеяла в походе на Орбиту сидушку. Жалко...
Вечером дождь усилился. Пришлось чистить грибы прямо в палатке. Устроила грибной пир, половину оставила на завтрак.
Новость — вокруг палатки бегает мышка. Приготовилась к ночному сражению.

7 августа
Ночь прошла спокойно; изредка моросил дождик. Утром выглянула — вершины опять заснежены.
В 7 утра опять заполз туман. Кажется, сегодняшний «день 9 ава» будет выполнен по полной программе.
В районе Шавлы и Катуни появились удивительно красивые голубые просветы. Около 12 и здесь стало выглядывать солнышко. Пытаюсь посушиться, но то и дело накрапывает дождик, поэтому вещи кочуют из палатки на улицу и обратно.
Напротив рыбачат трое мужиков. Пошла на горочку взглянуть на меньшее озеро и — о мистика! — идут Боб с Надей. Постояли под деревом, обсудили планы. Что-то у меня желание куда-нибудь двинуть — на Маашей в обход, что ли.
Проводила их взглядом до скалы — тут и дождь снизу натянуло. Так целый день дождь и шёл с перерывами. К вечеру появились редкие просветы.

8 августа
Как бы не получился сегодня «день 10 ава»: ночью дождик покапал, а с 5 утра зарядил без перерыва. Тучи, видно, здесь ночуют, а потом проливаются. Лежу, жду...
Паучки еле ползают по стенкам палатки, а муха, та вообще взлететь не может, пришлось её выкинуть за борт.
В 11 позавтракала, в 12 напала страшная дрёма. А дождь всё идет. Только к 2-м часам тучки стали подниматься. Но зря я радовалась изменению направления ветра с западного на северное — «погоду это не сделало». Дождь, дождь, только напрасно дразнят голубые просветы вдали.
Постельный режим продолжается; только встану, как Ванька-встанька, гляну в приоткрытый тент, вздохну — и опять принимаю горизонтальное положение.

Вечер — сочетание закатных красок облаков, полутонов тумана и чёрно-белых строгих вершин. Следующий за Бармалеем хребет покрыт снегом. Камни в озере почти ушли под воду.

9 августа
Какое счастье — ночью откинуть заледеневший вход палатки и выйти под усыпанное звёздами небо! Большая Медведица распласталась поперёк ущелья. На Красавицей сияет планета — может, Марс?
И утро — ослепительная белизна вершин на фоне нежно-голубого, сверкание мириадов алмазов на траве, цветах и кустах, и моя палатка в кристалликах, сияющая, как новогодняя ёлка в блёстках. Здравствуй, долгожданное солнце!

Не спеша собиралась, сушилась и вышла в 11.00. До свидания, «горлышко песочных часов» [так называет это место Серёжа], которое эльфийскими голосами пело мне эти дни.
Да, 6-дневное хождение без рюкзака и лежание дало о себе знать. По камушкам еле шла, на тропе один раз поскользнулась и села. Однако до моей первой стоянки на озере дошла за 2 ч. Перекусила, полюбовалась вершинами. На озере полный аншлаг, все сушатся и гуляют.
Чуть больше чем за 0,5 ч спустилась к стрелке Левой и Правой Шавлы. Дай Бог ребятам встретиться... [В смысле, Серёже и Марине — с Бобом и Надей; это должно было произойти с 15 по 18 августа, а мне не захотелось здесь торчать ещё 10 дней.] Тут и группа какая-то с той стороны подошла переправляться. Я дождалась первых узнать, не с Карагема ли они. Оказалось, с пер. Николаева.
Тропа — грязь и конские какашки. По пути несколько лагерей — обсыхают после вчерашнего.
Ох, и тяжело же даются последние часы ходьбы. От стрелки до своей бывшей стоянки шла 2,5 ч. Пришла — тут и солнце за горочку спряталось (пришла в 17.15).
Из встреч с живностью — ласка на завале на озере, синие стрекозы на болотистых разливах и змейка на тропе.