17 сентября 2023

2023, Кучерла и Большой Колагаш (8)

123456, 7

Возвращение в цивилизацию

12 августа
В итоге удалось поспать часа 4, голова тяжёлая. До завтрака всё-таки завязала на ногах пакеты и вымылась под душем. На завтрак давали неизменно вкусную кашу — овсяную с маслом и курагой, хлеб, сыр, масло, ломтик помидора, ломтик нектарины, сырники со сметаной, смородиновое варенье и травяной чай.

2023, Кучерла и Большой Колагаш (7)

1, 2, 3, 4, 5, 6

Дожди, тропа, кусты, спуск

8 августа
В здешнем санатории очень здоровый сон. Ночью капало из какой-то тучки, опять всё мокрое. Утром туманы ползут вверх, погода вполне ходовая, но хочется солнышка.
Записала ещё две строфы к стишку (в надежде, что малина и чёрная смородина на дороге поспеют).
Солнышко посетило нас после 9, Боб выставил солнечную батарею. Я вышла около 11, тропа после 17 лошадей конечно ужасная — приходится идти очень медленно.
К ручью подхожу, а с другой стороны переправляются правее брёвен двое, причём лицо мужчины показалось знакомым. Из Белокурихи, идут просто погулять аж на 17 дней (и это правильно!). Сказали, что по прогнозу ещё сегодня дожди, а дальше вроде лучше, и это не циклон.
Немножко плутала перед 2-м озером. Там снова встреча — двое из Питера и двое новосибирцев. Кстати, на морене уже относительно съедобная кислица. Спросила новосибирцев о ягодах; говорят, видели малину (а на дороге не знают, так как их забросили на самый верх).
После обхода озера пошла слишком высоко к водопаду на лугу, пришлось спуститься и подрезать тропу. У ручья посидела, попила (почему-то сегодня хочется пить, хотя нежарко). Впереди маячил дождь, с 13 уже шла под ним, причём как только на привале надела дождевик, так он сразу и закончился. Штаны, фонарики и ботинки мокрые вдрызг.
После перекуса открылось второе дыхание, да и до озера было рукой подать. Прибежала на мыс через почти 4 часа — и очень вовремя! Пока я выбирала стоянку, сюда спустились двое рыбаков, которые стояли на верхнем озере. Из Горно-Алтайска, очень приятные. Решили топать до конца озера, а там, как потом выяснилось, уже стояли Тарас с Наташей (пёс лаял знакомо).
Тут угли в костровище были прикрыты корягой, и я набрала веток и поддерживала огонь к приходу Боба с Алиной (заодно и вещи подсушила). Даже увидела их на тропе и помахала. Они сюда пришли примерно в 16.20, а вышли, как сказал Боб, в 14.45. Вот это скорость!
Я передала эстафету костра и сделала чай в свои традиционные «файв о’клок». А через полчаса, едва мы сняли штиль на озере, зарядил сильный дождь.

2023, Кучерла и Большой Колагаш (6)

1, 2, 3, 4, 5

Два дня на верхнем озере

5 августа
Отлично выспалась до 6. Небо только подкрепляет моё желание переехать сегодня на озеро. Ясно с облачками, в стороне Тюнгура вообще всё прекрасно. В 7 позавтракала, к 8 собралась, попрощалась и вышла. Солнце вышло из-за горы, когда была уже на косогоре. За 40 минут дошла до верха водопадов, поснимала. Вся переправа ещё в тени.

2023, Кучерла и Большой Колагаш (5)

1, 2, 3, 4

Вверх по долине Большого Колагаша. Санаторий «Кедровый»

31 июля
До полуночи вообще не понимала, спала я или нет, да ещё сверху на палатку что-то свалилось — шишка, наверное. В 2.30 вылезала, а с 6 уже не спала. Состояние разбитое, голова болит, пришлось цитрамон выпить. Даже к ручью лень было сходить, хорошо, у ребят был излишек воды.
Я собралась раньше и где-то в 9.20 вышла, причём по маршруту, который «Диким людям» посоветовал алтаец — по косогору мимо домика (это больше километра), пока не выйдешь на уверенную конную тропу.
Из лесу вышла группа в касках — единичка из клуба МГТУ (перевалы Красного камня, Сухорукова, Каратюрек и после радиалок на Аккеме спуск по Ороктойской тропе за 3 дня). Рюкзаки у них от 12 до 20 кг, ребята очень приятные, руководитель только что вернулся из четвёрки на Матче; после жаркой Киргизии ему очень нравится Алтай.
Боб с Алиной меня нагнали и перегнали, встретились на мосту.

2023, Кучерла и Большой Колагаш (4)

1, 2, 3

Отдых в Тюнгуре. Начало второго похода, подъём на косогор

27 июля
Вот этого я не ожидала: на таком ровном и вроде не мышином месте совсем не выспаться. Может быть, сказалось погружение в новости последних десяти дней, которые я перечитала перед сном.
На небе облака, росы нет, но жарко и по Елани нет желания тащиться.

2023, Кучерла и Большой Колагаш (3)

1, 2

Кучерлинское озеро, возвращение к Чёрной речке

22 июля
Опять плохо спала, опять во сне путешествовала, на этот раз в какой-то мусульманский городок, но где полно русских заведений.
Утро весьма пасмурное, тент не запотел. Пока не знаю, как распорядиться сегодняшним днём. Дождь можно и тут скоротать.
Начался он в 8.30, как раз люди вверх пошли, успели собраться. После 9 прокричал кто-то: «До свидания!». Может быть, это была кемеровская пара. А погода стала солнечной и я к 11 ч собралась. Пошла по конной тропе, а она оказалась на склоне существенно выше той, по которой я ходила на «переговорный пункт». Ручей на пути высохший, а снежник до сих пор не стаявший.
В районе Тюнгура угрожающе чернело и громыхало. Я поговорила с мамой, она где-то увидела, что на Кучерле сегодня гроза (и не ошиблась!). Шла я по пригоркам неожиданно быстро и пробежала 5 км до начала лесного спуска за 2 часа. По пути было 12 коней и человек 30 встречных, причём очень какие-то люди симпатичные. Женщина из группы с овчаркой (на выходе из леса) даже подала мне рюкзак.
Спуск казался бесконечным, тропа тоже сильно изменилась за эти годы. Хотела попасть на левую по ходу тропу, ведущую к горочке, и даже включала несколько раз GPS. Прошлась по ней — настоящей человеческой — с удовольствием, как бы репетируя будущую прогулку по колагашской тропе. В ручье таки была вода и я набрала обе бутылки.
А потом тропа сомкнулась с нижней у указателя со стрелкой «Тюнгур». Тут я посидела с рюкзаком, и снизу поднялись от Кедровых две женщины (а я сначала думала, что мать и сын, с играющей из телефона музыкой — по-моему, группа «Ноль»). Тучи сгущались, громыхало, медлить было нельзя. И как же вовремя мы доползли до домика! — алтаец пригласил под крышу. Собака женщин уже спряталась от грозы внутри домика. Такой градище, колошматил по железу, все мы снимали это на телефоны, включая алтайца.

2023, Кучерла и Большой Колагаш (2)

Начало тут

Каменная хижина — Текелюшка

17 июля
На кочках спалось относительно нормально, даже слегка проспала. Поела, пошла к воде — вот тут-то и выяснилось, что накануне меня не комарик укусил в районе паха, а самый настоящий клещ! Впервые в жизни. Схватила пинцет, с непривычки и от паники не смогла вытащить целиком и потом больше часа мучилась, пытаясь вытащить головку. Пригодился хлоргексидин и шприц, и иголка. Вроде справилась. Тут мимо прошла очень приятная пара, обсудили с ними мою ситуацию, передала Бобу привет.
Когда собирала палатку, подошёл парень с дровиной молодой сосны. Потом с его группой целый день общались. Николай [из Камня-на-Оби], Артур из Пятигорска, Даша и Настя; Даша плохо шла и Николай бегал забирать её рюкзак.
Вышла опять ужасно поздно, в 10.45. На подъёме нагнала группа Аккем-тура из 16 человек, у них конное сопровождение и некоторые идут вообще налегке.